Главная » Форум » «Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП в рамках реализации ФГОС»

«Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП в рамках реализации ФГОС»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Успешность его дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности необходимо руководствоваться психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

— деятельностный подход,

— принцип интереса,

— сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

— единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОО выделяются такие нетрадиционные формы занятий:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, замети, решит и т. д.

Математические КВНы. Предполагается разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина.

Театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие познавательную информацию.

Занятия — сюжетно-ролевые игры. Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и  таким образом решаются задачи обучения.

 

Занятия-аукционы. Проводится как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения. На таких занятиях ведется поиск истины.

Исследовательская деятельность.  Дети знания получают в ходе исследовательской работы типа «тает-не тает, летает-не летает».

Занятия-диалоги. Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес».

Занятие «Что, где, когда». Проводится как игра- викторина с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?.

Проектная деятельность. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Игнатьева Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


13 комментариев

  1. Очень интересная статья. Хотелось бы добавить. Один из вариантов организации обучения детей математике, в комплексе с физическим воспитанием. Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических праздников и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки. Такие занятия-путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Можно предложить детям в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т. д. «Путешествовать» можно по сказке или нескольким сказкам. Тогда сюжет сказок наполняется различными заданиями математического характера.

  2. Формирование у ребенка математических представлений легче происходит, если занятия проводятся в нетрадиционной форме, в процессе которых легче усвоить весь объем знаний и умений, овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Игровой занимательный математический материал, решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

  3. прочитав статью,сразу задумываешься и задаешь себе вопрос,а все ли нетрадиционные формы работы с детьми я использую в своей работе? Благодаря таким статьям,мы пополняем свою педагогическую копилку и используем в своей работе .Очень познавательная и интересная статья.

  4. Очень интересная и познавательная статья. Действительно для успешного овладения детьми математическими знаниями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. Хотя нетрадиционные методы и формы работы требуют от воспитателя более тщательной и кропотливой подготовки, но зато интерес у детей не пропадает на протяжении всей непосредственно- образовательной деятельности.

  5. Спасибо за интересную статью. Математика по праву занимает большое место в дошкольном образовании. Она развивает гибкость мышления, учит логике.

  6. Интересная статья Игнатьевой Л.Н.,предложены варианты работы с детьми старшего возраста. Я согласна с комментарием Larkи, что можно путешествовать по сказкам и выполнять различные задания математического характера, этот вид нетрационных занятий особенно приемлем для младшего возраста.Мы в своей работе используем его.

  7. Очень интересно! Спасибо за статью, некоторые нетрадиционное формы для меня новы и постараюсь их использовать в своей работе. Ведь математическое образование стоит в нашей стране на приоритетном месте, в связи с принятием Конвенции развития математического образования в Российской Федерации от 23.12.2013. И донести все, что мы хотели бы детям, как педагоги, несомненно помогут именно интересные, нестандартные решения.

  8. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Поэтому, важно сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Этому способствует проведение занятий в нетрадиционной форме. В статье предложены разнообразные интересные нетрадиционные формы проведения занятий по математике.

  9. Математика одна из дисциплин, которая охватывает разные стороны личности детей. В процессе формирования элементарных математических представлений и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление.

  10. Познавательная и интересная статья! Постараюсь использовать некоторые нетрадиционные формы в своей работе.

  11. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия. Использование нетрадиционных форм в работе по формированию элементарных математических представлений позволяет в увлекательной форме осваивать серьезные математические категории

  12. Спасибо за интересную и полезную статью. Как начинающий педагог, узнала много нового о нетрадиционных формах организации занятий. Буду применять на практике.

  13. Очень интересно! Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?