Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и / или образовательное учреждение.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки». Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.
Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.
Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. В данном случае родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева
ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. | Слушайте своего ребенка.Проводите вместе с ним как можно больше времени.Делитесь с ним своим опытом.Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности. |
№ 2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. |
№ 3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. | Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». |
№ 4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. | Примите теплую ванну, душ.Выпейте чаю.Позвоните друзьям.Сделайте «успокаивающую» маску для лица.Просто расслабьтесь, лежа на диване.Послушайте любимую музыку. |
№ 5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. | Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.Не позволяйте выводить себя из равновесия.Умейте предчувствовать поступле-ние собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией. |
№ 6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. | Изучайте силы и возможности вашего ребенка.Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д. |
Родителям, которые сами являются высоко тревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями, необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки.
ВОСЕМЬ РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни | Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений.Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное. |
№ 2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают | Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества |
№ 3 | Относитесь к себе с уважением | Составьте список своих достоинствУбедите себя в том, что Вы имеете таковые |
№ 4 | Попытайтесь избавиться от того, что Вам самим не нравится в себе | Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себеЕсли да – то не откладывайте |
№ 5 | Начинайте принимать решение самостоятельно | Помните, что не существует правильных и неправильных решений.Любое принятое Вами решение Вы всегда можете оправдать и обосновать |
№ 6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на Вас положительное влияние | Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи…Имейте и любите свои «слабости» |
№ 7 | Начинайте рисковать | Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика |
№ 8 | Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. | Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций.Если Вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите |
Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.
Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его обнимать и т.д.
Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, почаще выходить на природу.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо иметь дома собственных животных.
Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, выполнение которых совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАССЛАБЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА И УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ
Игра «Скульптура»
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.
Один человек – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а может выбирать сам ребенок. Можно меняться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с ребенком, что он чувствовал в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
Игра «Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным, так как эти дети, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагается модификация данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?».
После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом, слегка массируя спину или другой участок тела.
Игра «Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Игра «Покатай куклу»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.
Игра «Добрый – злой, веселый – грустный»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Взрослый помогает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ответить ребенка на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?».
Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.
Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.