Главная » «Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

Актуальность Модернизация современного дошкольного образования дает воспитателям свободу в выборе современных технологий, форм и методов обучения детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО заложены целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из которых, является развитие любознательности, познавательной активности.

Выбранная воспитателем технология должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Важным для личности образованием выступает познавательный интерес, который, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой: избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира; стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. 

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Технологию исследовательской деятельности следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активностии строящийся на базе исследовательского поведения.  
     Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста является  коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Особенность коллекционирования заключается:

— в соответствии основным требованиям ФГОС;

— в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

—  в направленности на новые образовательные результаты: (инициативность, любознательность и самостоятельность детей, способность к принятию и реализации собственных решений;)

Направленность работы: развивающая

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста путем создания коллекций. 

Задачи:

— формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

—  способствовать проявлению избирательных интересов;

— развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

—  расширять кругозор воспитанников;

— прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора формировать бережное отношение к хранению коллекций;

— обогащать и активизировать словарь детей;

— активизировать участие родителей в образовательном процессе;

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности  и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов  дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов  в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства  в условиях модернизации современного образования.

Коллекционирование — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. 

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

 Создав в групповой комнате   новые элементы предметно-развивающей среды  — такие как,   зоны коллекционирования, в которых можно организовать различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности. В процессе игры с материалами коллекций  дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.

 Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций: Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Индивидуальные это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему.

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные — это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно — прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях весенние слова; на цветочках и бабочках летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. 

Этапы работы с коллекцией 

1 этап – подготовительный

—       накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей; 

—       индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 
2 этап – основной

—       побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; 
—       чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; 
—       включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; 
—       работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.  

  Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми. 
3 этап – заключительный

—       организация выставок коллекций, творческих продуктов детей; 
—       презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом; 
         Для привлечения родителей к коллекционированию для начала необходимо выяснить их позиции и провести анкетирование.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и  в то же время серьезное и кропотливое нужно провести  консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

         Требования к работе с коллекциями:  собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список;

         Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

— выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;

— объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

— разнообразие: чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;

— учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

— учет возрастных особенностей детей — в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем — фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.

— педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.)

—  безопасность: все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;

— учет природоохранного аспекта — данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

         Рекомендации к размещению коллекций: в группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции; целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям;

Таким образом,  можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным  для дошкольников видом деятельности.
Коллекционирование способствует развитию таких важных качеств: творческого потенциала, любознательности, познавательной активности, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.


16 комментариев

  1. Интересная и полезная статья. Коллекцирование хороший вид деятельности, но чтобы ребёнок этим занимался, нужно родителям помочь выбрать тему коллекции, коллекционировать вместе с ребёнком, развивать интерес, беседовать,если возможно играть с этими предметами

  2. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка — это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
    Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала открытки, переливающиеся календарики, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов.
    Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие — коллекционирование.

  3. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

  4. Кроме познавательной деятельности,коллекционирование развивает и коммуникативные навыки, особенно если в детском саду, школе, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, научается ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых.

  5. Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Что только не хранится в карманах наших детей. Познавая мир, они приносят домой, в детский сад все,что их заинтересовало: листики, камушки, стеклышки, ракушки, крышечки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, также нужные с точки зрения ребенка. Дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что – нибудь целенаправленно. Самый верный способ заинтересовать детей- это самому увлечься этой идеей. Наша задача- помогать ребенку, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям.

  6. Очень интересная, содержательная статья. Ведь коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Но в этом ему обязательно должны помочь взрослые. Направить, поддержать, увлечь ребенка в этот процесс.

  7. Коллекционирование, действительно, полезно для детей. Оно вырабатывает усидчивость и волевые качества. Ведь для того, чтобы красиво и аккуратно разложить марки или монеты в альбом, требуется немало терпения. Ребенок учится сортировать их по различным признакам: размеру, весу, форме. Этот навык пригодится ему в будущем.Также коллекционирование развивает коммуникативные навыки, особенно в детском саду, школе, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, научается ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых.

  8. Интересная, содержательная статья .Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции.Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

  9. Полезная информация. К сожалению, забытый навык. Ведь для ребенка коллекционирование может сделать жизнь более осмысленной и интересной, а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам. Малыш может долго перекладывать и разглядывать свои сокровища, развивается усидчивость.Коллекционирование учит ценить не только свои вещи, но и вещи окружающих. Ребенок начинает понимать, что у каждого свои ценности.

  10. Соглашусь с автором статьи, что коллекционирование действительно является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, речь ребёнка, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

  11. Коллекционирование начинается с изучения собираемого , оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности. Собирать коллекции интересующих предметов могут и маленькие дети и взрослые. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

  12. Интересная тема, и хочется добавить Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.
    Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

  13. Интересная тема.Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку. Кроме того в детские сады всё чаще поступают дети с нестабильным поведением, «гипер» активные, или наоборот стеснительные, необщительные, тревожные, дети с пониженным познавательным интересом, которые редко задают вопросы и интересуются чем-либо. И решить эту проблему можно, объединив их общим делом, которое позволит совместить интересы ребёнка и взрослого. Таким делом может стать детское коллекционирование.

  14. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
    Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
    Коллекционирование помогает ребенку лучше узнавать окружающий мир, себя, свои интересы, открывает склонности к тому или иному виду деятельности.

  15. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Таким образом, можно утверждать, что современные подходы к организации обучения старших дошкольников способствуют формированию интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей.

  16. Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых — не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
    Предметы коллекций помогают придать многообразие речевому, художественному и игровому творчеству и одновременно активизируют фантазию и память.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?