Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучение в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье. Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов. Нарушения звукопроизношения и дикции. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.Условия успешного речевого развития в детском саду
- Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
- Создание условий для развития общения и речи детей:
— педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; — побуждают детей к речевому общению между собой.
- Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
— речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; — в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
- Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); — наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
- Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
— обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; — помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; — обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); — знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
- Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; — учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
- Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; — организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
- Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— стимулируют детей комментировать свою речь; — упражняют в умении планировать свою деятельность.
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
- Педагоги поощряют детское словотворчество.
Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.Условия успешного речевого развития в семьеНепременным условием для успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
- Создание условий для общения с другими детьми.
- Совместные игры взрослого и ребенка. Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
- Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью.
- Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.
- Удовлетворение любознательности ребенка. Не оставлять без ответа вопросы ребёнка. Дать ребёнку возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
- Чтение художественной литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
- Разучивание стихов. При заучивании стихотворений с детьми решаются сразу несколько задач: научить выразительно читать его перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
- Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
- Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.
- Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста. Учитель-логопед Жучкова Н.В.
Проблема по речевому развитию актуальна . Я считаю, что она касается всех педагогов и специалистов ДОУ. Хочется отметить, как инструктор по физической культуре, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Полностью согласна с автором статьи. Очень актуальная и серьезная тема. Я также стараюсь разными методами и приемами развивать речь детей в процессе образовательной деятельности и вне ее. Применяю современные технологии: игротерапию, сказкотерапию , ИКТ и другие. И целиком согласна, что без участия родителей, их сотрудничества проблема речевого развития не решится.
Да,читая статью о речевом развитие,видно что педагоги переживают о проблемах в речи детей и ищут разные пути для их решения и стараются их устранить,но если бы еще так старались родители,вникали в эти проблемы и помогали педагогам.И детям было бы легко выражать свои мысли
Хочу с вами согласиться, Надежда. Работа по развитию речи детей должна вестись совместно. И тогда результат будет намного выше.
Как человек говорит, так он и мыслит, думает, придумывает.Речевое общение в группе организовываю постоянно: на специальных занятиях и в свободной деятельности детей. Основные задачи таких общений связаны с развитием интересов и способностей каждого ребёнка, стимулированием его активности, самостоятельности, что позволяет дошкольнику проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому восприятию познанного. Речь выполняет в жизни ребёнка самые разнообразные функции-общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.
Очень актуальная статья по речевому развитию наших деток, но уважаемые, взрослые люди, хочется еще раз сделать акцент на одной из рекомендаций специалиста (смотри выше), где говорится о речевом примере. брошенное вами случайно слово-«паразит» для ребенка становится эталоном, книга, которая на полке, никогда не научит ребенка ею пользоваться… и если вам некогда играть с ребенком, то и не ждите больших результатов… желаю научиться разговаривать между собой и со своим замечательным чадо. В статье найдете все подсказки как это сделать!!!
Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении — основа многих школьных трудностей (на письме) в дальнейшем. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Проблема по развитию речи актуальна.Речь является не только средством общения,но и средством мышления,памяти,информации.В раннем возрасте для развития речи применяем пальчиковую гимнастику,игровые упражнения.
Со всеми согласна, хочется остановиться на работе с родителями. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в детском саду. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
-Оформление информационного стенда для родителей в холле детского сада.
-Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
-Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.
-Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
-Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
-Показ открытых занятий по развитию речи.
-Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
— Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Я согласна с Надеждой. Многое зависит от родителей. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадлежит взрослому. Не секрет, что мама-первый учитель своего ребенка. Иногда занятия мамы с ребенком гораздо эффективнее занятий со специалистом. Наличие эмоционального контакта с мамой залог его успешного развития. Чем больше мама разговаривает со своим ребенком, обсуждая и комментируя все, что происходит вокруг, тем лучше он будет развиваться.
И я согласна с Надеждой! Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего. Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе не предназначались для чужих ушей)))