Главная » Форум » Речевое развитие дошкольников: проблемы, возможности их решения

Речевое развитие дошкольников: проблемы, возможности их решения

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучение в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье.  Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов. Нарушения звукопроизношения и дикции. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.Условия успешного речевого развития в детском саду

  1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  2. Создание условий для развития общения и речи детей:

— педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; —  побуждают детей к речевому общению между собой.

  1. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

— речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; —  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); —  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

  1. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

— обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; —  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; — обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); —  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

  1. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; —  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

  1. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; —  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

  1. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  2. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

—  стимулируют детей комментировать свою речь; —  упражняют в умении планировать свою деятельность.

  1. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  2. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.Условия успешного речевого развития в семьеНепременным условием для успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создание условий для общения с другими детьми.
  3. Совместные игры взрослого и ребенка. Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
  4. Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью.
  5. Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.
  6. Удовлетворение любознательности ребенка. Не оставлять без ответа вопросы ребёнка. Дать ребёнку возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
  7. Чтение художественной литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
  8. Разучивание стихов. При заучивании стихотворений с детьми решаются сразу несколько задач: научить выразительно читать его перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
  9. Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

  1. Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.
  2. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.  Учитель-логопед Жучкова Н.В.


11 комментариев

  1. Проблема по речевому развитию актуальна . Я считаю, что она касается всех педагогов и специалистов ДОУ. Хочется отметить, как инструктор по физической культуре, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

  2. Полностью согласна с автором статьи. Очень актуальная и серьезная тема. Я также стараюсь разными методами и приемами развивать речь детей в процессе образовательной деятельности и вне ее. Применяю современные технологии: игротерапию, сказкотерапию , ИКТ и другие. И целиком согласна, что без участия родителей, их сотрудничества проблема речевого развития не решится.

  3. Да,читая статью о речевом развитие,видно что педагоги переживают о проблемах в речи детей и ищут разные пути для их решения и стараются их устранить,но если бы еще так старались родители,вникали в эти проблемы и помогали педагогам.И детям было бы легко выражать свои мысли

    • Хочу с вами согласиться, Надежда. Работа по развитию речи детей должна вестись совместно. И тогда результат будет намного выше.

  4. Как человек говорит, так он и мыслит, думает, придумывает.Речевое общение в группе организовываю постоянно: на специальных занятиях и в свободной деятельности детей. Основные задачи таких общений связаны с развитием интересов и способностей каждого ребёнка, стимулированием его активности, самостоятельности, что позволяет дошкольнику проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому восприятию познанного. Речь выполняет в жизни ребёнка самые разнообразные функции-общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.

  5. Очень актуальная статья по речевому развитию наших деток, но уважаемые, взрослые люди, хочется еще раз сделать акцент на одной из рекомендаций специалиста (смотри выше), где говорится о речевом примере. брошенное вами случайно слово-«паразит» для ребенка становится эталоном, книга, которая на полке, никогда не научит ребенка ею пользоваться… и если вам некогда играть с ребенком, то и не ждите больших результатов… желаю научиться разговаривать между собой и со своим замечательным чадо. В статье найдете все подсказки как это сделать!!!

  6. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении — основа многих школьных трудностей (на письме) в дальнейшем. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

  7. Проблема по развитию речи актуальна.Речь является не только средством общения,но и средством мышления,памяти,информации.В раннем возрасте для развития речи применяем пальчиковую гимнастику,игровые упражнения.

  8. Со всеми согласна, хочется остановиться на работе с родителями. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в детском саду. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
    -Оформление информационного стенда для родителей в холле детского сада.
    -Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
    -Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.
    -Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
    -Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
    -Показ открытых занятий по развитию речи.
    -Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
    — Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

  9. Я согласна с Надеждой. Многое зависит от родителей. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадлежит взрослому. Не секрет, что мама-первый учитель своего ребенка. Иногда занятия мамы с ребенком гораздо эффективнее занятий со специалистом. Наличие эмоционального контакта с мамой залог его успешного развития. Чем больше мама разговаривает со своим ребенком, обсуждая и комментируя все, что происходит вокруг, тем лучше он будет развиваться.

  10. И я согласна с Надеждой! Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего. Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе не предназначались для чужих ушей)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?