Главная » Форум » «Использование сказки в НОД». Разработала воспитатель: Вакказова Е.В.

«Использование сказки в НОД». Разработала воспитатель: Вакказова Е.В.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 Одним из средств формирования познавательных способностей, мы считаем сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. Работа  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.  Особенности работы со сказкой на примере занятия «Путешествие в сказку»

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

 Цель — создавать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

 Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

 Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

 Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.

 Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

 В  работе можно  использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

 Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок — полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка — зеленый; лиса — оранжевый и т.д.).

пиктографические изображения

 Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, занятия  по сказкам «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».

Выразительные движения.

 Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Использование проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Творческие задания:

 могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания:

Сказки, но по-новому

 Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами:

 Колобок   —   добрый,   волк – злой;

 Лиса  —   хитрая,   колобок – глупый;

Сказки о бытовых предметах:

 Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало,  сказочное продолжение.

Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

Продолжи сказку:

 Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек — к сказке:

 Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку:

 Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания:

 При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

 Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

 Предлагаем дидактические игры:

«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)

«Треугольник и квадрат» (математическое развитие)

«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).

«Добрые — злые» (развитие эмоций, изобразительных навыков).

Основываясь на свой опыт, мы можем сказать, что лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал.


11 комментариев

  1. Хорошая статья, в которой Елена Викторовна рассматривает все методы и приёмы по использованию сказки в НОД, а также различные формы организации совместной деятельности .Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей.
    Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках.
    Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

    • Алия, я с вами согласна. Статья, действительно, хорошая, а главное полезная для педагогов и родителей. Я тоже использую многие приведенные в статье способы работы со сказкой и хотела бы узнать ваше мнение о способе моделирования. Какие именно модели вы используете?

  2. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие как познавательные способности, так и творческие качества личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

  3. Статья хорошая,полезная для педагогов . Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка ,дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развитие речи.

  4. Сказка помогает поддержать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия. Сказка с щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

  5. Сказка в речевом развитии обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями.
    В физическом развитии игровые сказочные моменты способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
    Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

  6. Использование сказки делает образовательную деятельность более увлекательной и запоминающейся. Развивает познавательную активность и речь ребёнка. Мне бы хотелось поделиться с коллегами ещё одним методом использования сказки. Это «Сказка с помощью картинок» — суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.
    Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.
    Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

  7. Статья актуальна т.к. в дошкольном возрасте получение знаний дети получают через игру и игры в сказки… Узнав в сказке о чем либо ребенок, делает перенос этого в свою жизнь, в свои игры. Через сказки можно решить любую детскую проблему (страх, жадность, агрессивность и пр.). Но уважаемые взрослые, помните, что живя сказками, необходимо не смешивать реальную жизнь со сказочной.

  8. Невозможно переоценить роль сказки в детстве. Мы все выросли на них, учились на них. На кого-то хотели быть похожими. Именно благодаря сказкам и их героям можно проникнуть в детское сердце и увидеть их проблемы. А насчет реальной жизни, хочу сказать, чем дольше ребенок верит в сказку, тем позитивнее он смотрит на этот мир. Жаль, что сказка кончается!

  9. В настоящее время даже у нормально развивающихся детей зачастую существуют различные проблемы в эмоционально-волевой сфере. А дети с речевыми нарушениями в силу своего дефекта, нарушающего коммуникацию, особенно уязвимы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышено агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей оказывают сказки, которые вызывают удивление, желание познавать, развивает умение находить решения в нестандартных ситуациях. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

  10. Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?