РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка
Запа дня |
Содержание | Пути преодоления |
1. |
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.
|
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». |
2. |
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением. |
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). |
3. |
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. |
Использование «Лестницы гнева». |
Многим родителям необходима разъяснительная работа в следующих направлениях:
- Ужесточение дисциплины лишь усложнит положение;
- Необходимо мягкое, спокойное общение;
- При работе с ребенком не должно быть криков, приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный и быстро присоединится к такому настроению. Эмоции могут его захлестнуть;
- Увеличение учебных нагрузок зачастую ведет к переутомлению, капризам и отказу от учебы вообще. Это довольно частая ситуация, т.к. гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны, быстро «схватывают» информацию, от чего у родителей складывается впечатление, что ребенку необходимо увеличить нагрузку. Они записывают его в кружки, секции и т.д.
- Отказаться от тактики вседозволенности;
- Почаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т.к. частые замечания и упреки формируют заниженную самооценку ребенка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.
- Если взрослый хочет чего – то добиться от ребенка, надо научиться давать четкие инструкции и не поручать несколько дел одновременно: «Сначала убери игрушки, потом почисти зубы,…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Выполнение обязательно надо проконтролировать.
- Если необходим запрет, какой – либо деятельности, то таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, что последует за тем, когда запрет окажется нарушенным. Родители в свою очередь должны быть последовательны в выполнении своих санкций. В противном случае ребенок окажется жертвой настроения взрослых и станет опасаться не конкретного наказания, а неожиданной «эмоциональной бури». Это часто приводит ко лжи, изворачиванию.
Запрет не должен начинаться со слов «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». Гиперактивный ребенок импульсивен и, скорее всего на такой запрет отреагирует резким непослушанием. Поэтому говорить с ребенком надо сдержанно и давать ему возможность выбора. Например, если ребенок носится, как «вихрь», по классу, можно предложить ему побегать на улице, в коридоре или присоединиться к небольшой группе ребят и чем-то заняться. Если ребенок громко кричит, предложить ему громко спеть любимую песню или прочесть стихотворение.
- В силу своей импульсивности ребенку трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию. Поэтому лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Желательно поощрение исполненного в данном случае правила.
- Чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать большого количества гостей. Внешне в такой ситуации ребенок будет очень активен и энергичен. На самом деле такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности.
- Гиперактивному ребенку нужен четкий режим жизни.
- По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительныхзанятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
- Не всегда спортивные секции способствуют избавлению ребенка от избыточной энергии. Желательно не заниматься силовыми видами спорта. Предпочтительнее гимнастика, танцы, плавание, бег. Большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается жесткого стиля воспитания и ребенок подвергается большому количеству наказаний и ограничений, то это будет способствовать нарастанию напряжения. Если секцию посещает большое количество детей (футбол, волейбол), то ребенку необходимо будет искать дополнительный источник освобождения от энергии.
- Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых можно спокойно поговорить и обсудить события дня.
- Использовать пальчиковые игры.