«Учимся слышать звуки, запоминать буквы в детском саду»
По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук».
- · сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- · затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен);
- · узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?»:
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- · паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- · домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркало и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
- · «Немые звуки»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
- · «Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
- · «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением — окна, но не окно, ослик, но не осёл):
- · «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине — на звук [и].
- · «Хлопки» Игра на развитие внимания, памяти и фонематического восприятия. Логопед показывает условный сигнал для звука и просит детей повторить:
А – хлопок в ладоши перед собой;
О – хлопок обеими руками по коленям;
У – удар кулаком о кулак (горизонтально);
И – хлопок в ладоши над головой;
Ы – удар кулаком о кулак (вертикально);
Э – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга.
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- · Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- · Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- · Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- · Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликомгуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- · Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
- · Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
- · В середине слова.
Мы предлагаем следующие пособия:
- В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище — на середину, а хвост — на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
- Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», » Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
- · Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- · Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по — настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие — губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет — глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием — во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Используем символ звонка. Можно применить другой прием — во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех — твердый, облачко — мягкий, колокольчик — звонкий звук, перечеркнутый колокольчик — глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с — сыр, т — труба, я — яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
- · Написать букву в воздухе, на столе;
- · Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков;
- · Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- · Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- · Вырывать из бумаги образ буквы;
- · Получить в подарок букву;
- · Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- · Вылепить из пластилина, теста;
- · Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- · Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
- · Дыхательное упражнение «Буквы» Встать прямо, руки опустить вдоль тела. Сделайте глубокий вдох, медленно поднимая прямые руки до уровня груди, ладонями вперёд. Направьте внимание в центр ладони, представьте там горячую монетку и задержите дыхание. Теперь медленно выдыхайте, «рисуя обеими руками две буквы «О» («Ы», «Э» и др. буквы)
- · Упражнение для профилактики нарушения зрения. Сядьте удобно. Голова должна быть неподвижна, подбородок зафиксирован ладонями. Глазами напишите гласные буквы «О», «Э», «Ы»
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Приемы работы со схемой слова:
- · назвать количество звуков в слове;
- · назвать звуки по порядку;
- · сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
- · сколько согласных;
- · назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить З И М Апредложение, словосочетания.