Главная » «Обучение чтению. Преодоление типичных ошибок».

«Обучение чтению. Преодоление типичных ошибок».

Консультация для родителей:

«Обучение чтению. Преодоление типичных ошибок»

logoped

В настоящее время среди детей распространено нарушение – чтения (дислексия).

Проявляются оно в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) ребенок не может как следует научиться читать.

При чтении ребенок допускает следующие ошибки:

не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);

— переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);

— неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);

— при чтении пропускает буквы (не читает их);

— может добавлять лишние звуки;

— читает очень медленно;

— плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;

— не может запомнить прочитанное и пересказать его.

Поэтому работа по обучению чтения должна начинаться в детском саду.

Основные направления работы по обучению чтению:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
  5. В основе обучения чтению – не буква, а звук: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ, рэ. Согласные называйте коротко!
  6. Закрепление звуко-буквенных связей. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
    — лепка из пластилина;
    — выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
    — вырезание из цветной бумаги;
    — выжигание на дощечках;
    — вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
    — отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
    — узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
    — выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
    — рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
    «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
    • «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
    — из одного элемента (О, С);
    — из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
    — из трех элементов и т.д.
    «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
    — прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т ;
    — вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
    — влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
    — «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
    — «закрыты» (В, О).
  7. На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в

поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребёнком.

  1. Необходимо сколько угодно тянуть первую букву. Пока ребёнок не сообразит, какая буква следующая.
  2. Следите за тем, чтобы читаемое было доступно и понятно ребёнку.
  3. Разные дети имеют разные темпы обучения чтению: одни могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
  4. Необходимо читать небольшими порциями, с использованием игровых приёмов, с положительным эмоциональным настроем.

 

Желаю успехов!

 


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?