Консультация для родителей:
«Обучение чтению. Преодоление типичных ошибок»
В настоящее время среди детей распространено нарушение – чтения (дислексия).
Проявляются оно в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) ребенок не может как следует научиться читать.
При чтении ребенок допускает следующие ошибки:
— не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);
— переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
— неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
— при чтении пропускает буквы (не читает их);
— может добавлять лишние звуки;
— читает очень медленно;
— плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;
— не может запомнить прочитанное и пересказать его.
Поэтому работа по обучению чтения должна начинаться в детском саду.
Основные направления работы по обучению чтению:
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
- В основе обучения чтению – не буква, а звук: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ, рэ. Согласные называйте коротко!
- Закрепление звуко-буквенных связей. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
— лепка из пластилина;
— выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
— вырезание из цветной бумаги;
— выжигание на дощечках;
— вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
— отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
— узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
— выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
— рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
«Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
— из одного элемента (О, С);
— из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
— из трех элементов и т.д.
«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
— прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т ;
— вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
— влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
— «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
— «закрыты» (В, О). - На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в
поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребёнком.
- Необходимо сколько угодно тянуть первую букву. Пока ребёнок не сообразит, какая буква следующая.
- Следите за тем, чтобы читаемое было доступно и понятно ребёнку.
- Разные дети имеют разные темпы обучения чтению: одни могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
- Необходимо читать небольшими порциями, с использованием игровых приёмов, с положительным эмоциональным настроем.
Желаю успехов!