- Игра «Покачай игрушку»
Цель: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.
- Игра «Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
- Игра «Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.
4.Игра «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
- Игра «Дыхание»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише — громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
- Игра «Конфетки»
Цель: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
- Игра «Отгадай по запаху»
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности.
Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
- Игра «Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик -«мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
- Игра «Листопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.
- Игра «Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
- Игра «Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
- Игра «Лети, перышко!»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
- Игра «Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный
выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
- Игра «Загони мяч в ворота»
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
- Игра «Задуй свечу»
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
- Игра «Чей паровоз громче гудит»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
- Игра «Ледоход»
Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.
На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из — за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по реке,
Льдинки разгоняет.
Мчит кораблик налегке
Трудностей не знает.
- Игра «Трудный маршрут»
Цель: формирование направленного ротового выдоха, закрепление последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов, букв в зависимости от варианта задания.
На столе расставлены флажки (разных цветов, с цифрами или буквами). Ребенок должен направить машинку (из бумаги) к флажку.
Наш помощник — грузовик
По дороге быстро мчит.
Помоги ему добраться,
Мимо цели не промчаться.
- Игра «Цыплята»
Цель: формирование направленного ротового выдоха.
1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок. Задание: помогите цыплятам попасть к маме.
2 вариант. На столе выставлены фигурки – курица, утка… Задание: помогите цыпленку найти свою маму.
В нашем дворике, ребята,
Гомон с самого утра.
У мамы-курицы цыплята
Разбежались кто куда.
Помогите квочке
Собрать «желтые комочки».
- Игра «Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:
«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).»А-У-У»- путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
- Игра «Звуковые клубочки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.
- Игра «Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «комар».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.
- Игра «Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «жук».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо — влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
- Игра «Рычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
- Игра «Варим кашу»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»). Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
- Игра «Мычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
- Игра «Дирижер»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные — гласные; синие с колокольчиком — согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком — согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика — согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика -согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку — палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
- Игра «Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме,ква-ква.
- Игра «Эхо»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его
тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух — и трехсложные слова без стечения согласных: «А», «АУ», «МАМА», «КУБИКИ».
- Игра «Поезд»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов — «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др.
Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: «Это яблоко» и выставляет два вагончика. Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом — добавить к поезду «вагончик». Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко». Следующий ребенок скажет:
«Это большое красное яблоко». На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик». Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.
Фразы из 3 — 4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы
— с паузой через 3 — 4 слова.
- Игра «Веселые движения»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.