ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:
ТИП: образовательная
ВИД: модифицированная
УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
НАПРАВЛЕННОСТЬ: коррекционно – развивающая
Пояснительная записка
В связи с принятием ФГОС в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка. Это побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом, психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.
Актуальность. С каждым годом, по нашим наблюдениям, в детском саду растет количество детей с общим недоразвитием речи. У данной категории детей помимо речевых нарушений наблюдаются нарушения моторной сферы, которые характеризуются общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У части детей наблюдается повышение мышечного тонуса, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики, способствующая преодолению общего недоразвития речи. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика — это движение, музыка и речь. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа «Весёлая логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
- «Система коррекционной работы (старшая и подготовительная группа)»
Н. В. Нищевой.
- Методические разработки О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»
по логоритмике:
- Логопедическая ритмика. Г.А. Волковой
- Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой.
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоговой, Е. В. Кузнецовой.
Программа «Весёлая логоритмика» составлена совместно с музыкальным руководителем детского сада «Алёнушка» на 1 год обучения подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР. Логоритмические занятия проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю музыкальным руководителем и логопедом.
Материально-техническое оснащение для организации логоритмических занятий: ноутбук, колонки, диски, музыкальные инструменты, массажные мячи, игрушки в соответствии с темой занятия, спортивный инвентарь.
Цель — развивать и корректировать психомоторную сферу детей с помощью сочетания слова, музыки и движения, как неотъемлемую часть логопедической методики, способствующую преодолению общего недоразвития речи у детей 6 -7 лет.
Задачи:
- Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.
- Совершенствовать ориентацию в пространстве.
- Совершенствовать координацию речи с движением и музыкой.
- Развивать физиологическое и речевое дыхание.
- Развивать чувство музыкального темпа и ритма.
- Совершенствовать основные свойства голоса и интонационную выразительность речи.
Принципы построения программы
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом.
- Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
- Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия, но также ориентировано на зону ближайшего развития.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
- Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи.
Мы выделяем два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; закрепление правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
4.Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях по рекомендации врача-педиатра используются:
— упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
— выработка продолжительного речевого выдоха,
— тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
5.Фонопедические упражнения для голосового аппарата развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Ожидаемые результаты
- Умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передаёт заданный характер, образ.
- Координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
- Умеет правильно ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Умеет принимать различные артикуляторные позы, органы артикуляционного аппарата подвижны.
- Владеет правильным физиологическим и речевым дыханием, умеет правильно брать дыхание во время пения.
- Владеет различными модуляциями голоса, интонационно выразительной речью.
- Выполняет психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Внимательно слушает музыку, активно отвечает на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах, сочиняет мелодии, воспроизводит ритмические рисунки, выполняет танцевальные движения.
Диагностика психомоторной сферы детей с ОНР
Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния психомоторной сферы детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
- Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: — — .. —
2-й элемент: — .. — —
3-й элемент: — — …
4-й элемент: … — —
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
- Ориентирование в пространстве.
- Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
- Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
- Состояние общей моторики.
- Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
— силу движений,
— точность движений,
— темп движений,
— координацию движений,
— переключение от одного движения к другому.
- Состояние мелкой моторики.
- Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
- Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
- Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
- Переключение от одного движения к другому.
— Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). До 3 баллов.
— Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. До 3 баллов
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Низкий уровень развития психомоторной сферы – 0 -11 баллов
Средний уровень развития психомоторной сферы – 12 – 20 баллов
Высокий уровень развития психомоторной сферы – 21 – 32 балла
Структура и содержание занятий
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме и длится 25 – 30 минут в соответствии с Инструктивно-методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Оно состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть длиться 3-5 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к основной моторной и речевой нагрузке. Здесь используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями рук, изменением направления и темпа движения, перестроениями и др.
Основная часть занимает 15-20 минут и включает в себя следующие упражнения:
— на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— внимания;
— регулирующие мышечный тонус;
— формирующие чувство музыкального размера;
— на развитие темпа и ритма;
— координации движений;
— координации речи с движением;
— координации пения с движением;
— слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
— пение;
— игры на музыкальных инструментах;
— на развитие мелкой моторики;
— речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 – ПЕРИОД
(СЕНТЯБРЬ — НОЯБРЬ) 1 раз в неделю
Месяц, Дата |
Тема | Задачи | Игры и упражнения | Кол. Занятий | |||
Сентябрь 1-2 | ДИАГНОСТИКА | ||||||
3 |
Осень Звук У |
«Путешествие в осенний лес» Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятие левостороннего и правостороннего движения |
Ходьба: а) на внутренней, внешней сторонах ступни; б) на равновесие; в) на носках; г) на пятках. |
1 | |||
Формировать физиологическое диафрагмальное дыхание. | Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно. | ||||||
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. | Упр. «Лесенка». Упр. выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. |
||||||
Развивать мелкую моторику | Упр. «Ветер по лесу летал» | ||||||
Слушать музыкальное произведение, определить характер музыки, развивать художественное восприятие | П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь» | ||||||
Развивать речевое дыхание |
Попевка «Пароход» Дети поют «у», педагог остальные слова. Следить, чтобы плечи не поднимались. |
||||||
Игра на детских музыкальных инструментах | Упр. «Осенины» дождь – треугольник, паутинки – маракас, разных красок именины – металлофон. | ||||||
4
|
Овощи. Огород. Звук А
|
«Во саду ли в огороде» Обучить ходьбе и маршировке, формировать чёткую координацию движений рук и ног. |
Упр. «Урожай».
|
1 | |||
Развивать мимику и жесты:
|
1.Дети рассматривают рисунки с изображением различных видов мимики, определяют какие чувства выражает каждый рисунок. 2.Произнести любую фразу с различными чувствами. |
||||||
Развивать мелкую моторику, координацию речи и движений |
Упр. «Хозяйка однажды с базара пришла».
|
||||||
Развивать диафрагмальное дыхание | Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Затем упр. выполняется сидя, затем стоя. | ||||||
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. | Упр. «Музыкальные прятки». Если песня поётся громко – значит игрушка спрятана где – то близко, если – тихо – то игрушка от этого места далеко. | ||||||
Пение с сопровождением игровыми действиями. Развивать интонационную выразительность голоса, осознанность выполнения изобразительных действий через позу, мимику. Песня обыгрывается в игровых действиях. |
Песня «По тропинке» | ||||||
Октябрь 1
|
Фрукты. Ягоды. Сад Звуки А,У,И |
«Витаминная семья» Развивать общую моторику, координацию речи и движений. |
Упр. «Садовник»
|
1 | |||
Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, |
1. Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. 2.Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу |
||||||
Развивать мелкую моторику руки. |
Упр. «Фруктовая ладошка»
|
||||||
Закрепить акустико-артикуляционные признаки гласных звуков | Игра «Поющий платочек» | ||||||
Игра на музыкальных инструментах | Упр. «Дождик накрапывает». | ||||||
Пение с сопровождением игровыми действиями. Песня разучивается как речевая и музыкальная игра. Пение чередуется со звучанием колокольчика. |
Песня «Весёлый колокольчик» | ||||||
2 |
Грибы. Лес. Звуки П – К |
«Прогулка в осенний лес» Развивать общую моторику, координацию речи и движений. |
Упр. «За грибами»
|
1 | |||
Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц | Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой. | ||||||
Развивать диафрагмальный тип дыхания в процессе ходьбы | На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух | ||||||
Развивать мелкую моторику | Упр. «Грибы» | ||||||
Пение с использованием наглядного материала. Развивать слуховое внимание; учить пониманию содержания песни; учить действовать по словесной инструкции. |
Песня «Тихо вокруг» | ||||||
Игра на музыкальных инструментах | Упр. «Дождик накрапывает». | ||||||
3 |
Мебель Звуки К – Т |
«В магазине мебели» Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц |
Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают | 1 | |||
Развивать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха |
Игра «Задуй свечку».
|
||||||
Развивать мелкую моторику |
Упр. «Мебель»
|
||||||
Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений | Упр. «Окошко», «Заборчик – Бублик», «Футбол», «Качели», «Лопаточка – Иголочка» | ||||||
Различать сильную долю в музыке, развивать слуховое внимание | Под марш каждый ходит вокруг своего круга. На акцент в музыке впрыгивают в свой круг на двух ногах и ждут следующего сигнала, на который нужно будет выпрыгнуть. | ||||||
Пение с использованием наглядного материала. Развивать слуховое внимание; учить пониманию содержания песни; учить действовать по словесной инструкции. |
Песня «Тихо вокруг» | ||||||
4 |
Посуда Звуки О |
«В гости к дедушке Самовару» Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц |
На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках |
1 | |||
Развивать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха | Игра «Ветерок». | ||||||
Развивать мелкую моторику, координации речи с движением |
Упр. «Машина каша», «Помощники» |
||||||
Слушать музыкальное произведение, определить характер музыки, развивать художественное восприятие. Подпевать повторяющиеся слоги. |
Д. Тухманов «Самовар» | ||||||
5 |
Наша страна. Наш город. День народного Единства. Звуки К – Х |
«Наша страна» Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц |
На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. | 1 | |||
Развивать общую моторику, координацию речи с движением | Упр. «Поезжай за моря-океаны» | ||||||
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением | Упр. «Небо синее в России» | ||||||
Развивать длительный выдох без участия речи | Упр. «Листья шелестят» | ||||||
Пение с использованием наглядного материала. Совершенствовать слуховое внимание, правильное произношение согласных и гласных звуков; учить использованию средств эмоциональной выразительности. |
Песня «Подружились» | ||||||
Слушать музыкальное произведение, определить характер музыки, развивать художественное восприятие | Прослушивание песни Иванова А. В. «Похвистневский вальс» | ||||||
Ноябрь 1 |
Одежда. Головные уборы. Звуки Ы, А, У, И, О
|
«Ёжик — портной» Развивать общую моторику, координацию речи и движений под музыку |
Упр. «Угощенья для ёжика» Упражнение «Стирка» |
1 | |||
Развивать фонационный выдох | Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение. | ||||||
Закрепить акустико-артикуляционные признаки гласных звуков |
Игра: «Поющий платочек»
|
||||||
Развивать ориентацию в пространстве. Закрепить понятие слева, справа. | Игра «Левое и правое» | ||||||
Развивать эмоционально-волевые качества, обучать разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, ориентированию в пространстве. |
Подвижная игра «Жадный Мишка» | ||||||
Пение с использованием наглядного материала. Учить внимательному слушанию, запоминанию содержания песни; расширять словарный запас за счёт конкретных и обобщающих понятий. |
Песня «Лишние слова» | ||||||
2 |
Обувь Звуки М — Н |
«Ёжик — сапожник» Развивать общую моторику, координацию речи и движений.
|
Упр. «Я умею обуваться» |
1 | |||
2. Научить распределять внимание, закрепить ориентировку право – лево. | Игра «Передай» Под музыку дети начинают передавать обувь от соседа к соседу: ботинок – в правую сторону, а сапог – в левую. | ||||||
3. Развивать фонационный выдох | Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией. | ||||||
Развивать ММР
|
Упр. «Ботинки». | ||||||
Развивать восприятие метрического акцента | Упр. «На акцент — шаг вперед» | ||||||
Пение с использованием наглядного материала. Учить диалогу в пении; развивать выразительность речи, чувство ритма; учить согласовывать свои действия с пением. |
Песня «Ёжик» | ||||||
3 |
Семья Звуки Н – М |
«Когда семья вместе, душа на месте!» Развивать координацию речи и движений, активизировать отдельные группы мышц |
Игра с самомассажем «Здравствуйте»
|
1 | |||
Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве | Маршировка «4 угла» | ||||||
Развивать речевое дыхание | Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога | ||||||
Развивать ММР
|
Упр. «Наши мамы» | ||||||
Развивать восприятие неожиданного акцента, воспитывать умения работать в паре, закрепление понятий лево – право | Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, идут парами по кругу. На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается. |
||||||
Игра на музыкальных инструментах | Игра с бубном. «Поиграй ты в бубен» | ||||||
4 |
Книги. Сказки Звуки Б |
«Путешествие по сказкам» Развивать общую моторику, координацию речи, движений и музыки |
Упр. «Герои сказок Андерсена»
|
1 | |||
Развивать артикуляционную моторику, мимику, ориентировку в схеме тела. |
Игра “Сказочка-указочка”
|
||||||
Развивать мимические мышцы
|
«Плакса» «Мы удивились» «Надуем шарик» «Тигренок» «Упрямые бараны» «Веселый клоун» |
||||||
Развивать речевое дыхание | Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова | ||||||
Развивать голосовой диапазон | Упр. «Три медведя» | ||||||
Развивать быстроту реакции, чувство темпа и ритма, артикуляционную моторику | «Озвучиваем сказки» | ||||||
Слушание музыкального произведения. Определить характер музыки, развивать художественное восприятие. |
Песня «В гостях у сказки» | ||||||
2 – ПЕРИОД
(ДЕКАБРЬ – МАРТ) 1 раз в неделю
Декабрь 1 |
Зима. Зимние развлечения Звук С
|
«В зимнем лесу» Развивать длительный выдох без участия речи |
Упр. «Снежинки летят» |
1 |
Развивать восприятие неожиданного акцента, закрепление понятий лево – право. | Дети стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента. | |||
Развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи. |
Игра «Вот на улице мороз»
|
|||
Развивать чувство ритма. |
Упр. «Мороз». Дети двигаются хороводом, произнося слова в заданном ритме, на паузы шлепок по коленям, хлопок. |
|||
Закрепить акустико-артикуляционный образ звука С, развивать навыки фонематического синтеза |
Игра с мячом.Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» — гласный звук и назвать слог. |
|||
Пение с использованием наглядного материала. Развивать фонематический слух; расширять активный словарь детей; формировать произвольность внимания. |
Песня «Вьюга» |
|||
Игра на музыкальных инструментах |
Упр. «Метелица». Спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке. |
|||
2 |
Комнатные растения Звуки С-З |
«Зеленый уголок» Улучшать основные свойства голоса |
Резонаторный массаж. Постукивание пальцами рук по частям тела: по груди – звучим «м». Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни». Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м». Постукивать над верхней губой «ви – ви — ви». |
1 |
Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
|
Упр. «Назови по порядку» Перечислить на одном выдохе несколько слов. | |||
Развивать музыкальный ритм и темп |
Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов | |||
Петь слоги мягко, напевно и связно. | Музыкальная скороговорка «Лиса» | |||
Снятие мышечного и эмоционального напряжения |
Релаксация «Вы, словно цветы» |
|||
3 |
Зимующие птицы Звук З
|
«Птицы у кормушки» Координация речи и движений, укрепление организма |
Массаж биологически активных зон “Снегири” |
1 |
Развивать эмоционально-волевые качества. Развивать координацию речи с движением. |
Подвижная игра “Снегири”
|
|||
Развивать речевое дыхание |
Упр. «Вороны» Приседают, и на выдохе протяжно: ш – ш – ш – ш. Упр. «Снегирек» |
|||
Петь фразу на одном дыхании, не разрывая её, с отчётливой артикуляцией. | Пение логопедической попевки «Хозяйственный дятел» | |||
Игра на музыкальных инструментах | Игра «Ритмическое эхо» (с использованием деревянных ложек) | |||
4 |
Новый год Звук В |
«Новогодний поезд» Развивать отдельные группы мышц лица, языка и рук |
Самомассаж Игровое упр. «Чтобы хорошо слушать Деда Мороза» | 1 |
Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. |
Упр. «Ах, как пахнет!»
|
|||
Развивать ММР
|
Упр. «На елке» | |||
Развивать выразительность мимики, жестов, движений | Покажите, как вы лепите снежок; как его кидаете; а если вам снежком попали в лицо – огорчилась; кататься с горки страшно; скатились с горки, не упали – весело. | |||
Развивать умения ориентироваться в пространстве: понятия перед, за, между | Игра «Неделя» | |||
Развивать музыкально-двигательную и рече-двигательную память, чувство темпа, ритма. |
Игра «Елочный хоровод»
|
|||
Январь 2 |
Домашние животные и птицы Звук Г |
«Поездка в Простоквашино» Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц |
На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. | 1 |
Пение. | Исполнение логопедической попевки «Портрет коровы» | |||
Формировать мышечную растяжку, гибкость |
Игровой-стретчинг «Кот тянет ногу»
|
|||
Воспитывать коллективный ритм | Игра «Пастух и стадо» | |||
Координация речи, музыки и движений, автоматизация звука Г | Пение с выполнением движений «Жили у бабуси два весёлых гуся» | |||
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация «Спящий котёнок» | |||
3 |
Животные нашего леса
Звуки Г, Г’
|
«Дикие животные наших лесов» Учить детей распределять внимание, развивать общую моторику. |
Игра «Зоопарк» |
1 |
Развивать чувство темпа | Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают и опускают обручи. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними. | |||
Развивать чувство ритма, голосового диапазона | Игра «Белка» Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают. | |||
Совершенствовать музыкально — слуховые представления. Музыкальный материал: «Ежик» музыка Д. Кабалевского, «Лягушка» В. Ребикова, «Слон» К. Сен-Санса | «Чудо – домик» Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют животных. | |||
Снятие психоэмоционального напряжения |
Релаксация «Шишки»
|
|||
4 |
Животные жарких и холодных стран Звук Э |
«Зоопарк» Тренировать умение правильно выполнять самомассаж, активизировать мышцы лица, шеи, груди, развивать координацию речи и движений |
Проговаривание чистоговорки с самосассажем «Кенгуру» |
1 |
Развивать мимику и жесты. | Психогимнастика «Обезьяна». | |||
Развивать интонационную выразительность речи. | Проговаривание чистоговорки «Жираф» по схеме с движением рук. | |||
Координация слова и движения с музыкальным сопровождением | Е. Железнова «У жирафа пятна-пятна» | |||
Развивать координацию речи и движений, ориентировку в пространстве, партнерские отношения, регулирование мышечного тонуса |
Игра «Черепаха»
|
|||
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация «Холодно – жарко» | |||
Февраль 1 |
Профессии Гласные звуки |
«Все профессии нужны, все профессии важны» Развивать чувство музыкального ритма в движении |
Игра «Матросы» На полу обозначены кружки. Это «камешки», по которым можно перейти на другой берег реки. На четыре восьмых дети поочерёдно прыгают с камешка на камешек и на половинную ноту оказываются на другом берегу.
|
1 |
Развивать плавный длительный речевой выдох с помощью заданных гласных звуков определенной высоты, развивать координацию звука и голоса | Игра «Поющий мяч» Пока мяч катится, ребёнок пропевает звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя. | |||
Различать контрастную музыку и развивать звуковысотный слух. | Подвижная игра с диалогом «День и ночь» | |||
2 |
Человек. Части тела
Звук Ш
|
«Дракошка Антошка» Развивать ориентировку в пространстве, чувство темпа и ритма. |
Игро-гимнастика «Ходьба» |
1 |
Развивать у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. |
Упр. «Большие ноги шли по дороге» |
|||
Развивать звуковысотный слух, способность к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт.
|
Дети в кругу, один ребёнок с инструментами находится вне круга. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. | |||
Развивать тактильно-кинестетическую память, мышление, чувство ритма. |
Игра «Телеграф»
|
|||
Формировать адекватную самооценку, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа |
Игра «Что – где?»
|
|||
Развивать интонационную выразительность речи, автоматизировать звук Ш при пении |
Пение под фонограмму «У дракошки Антошки шесть голов и шесть лап» | |||
Развивать инициативность, смелость принятия решения, пластичность движений, чувство темпа и ритма. | «Танец частей тела» | |||
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация «Улыбка» | |||
3 |
Наша армия Звук Ж
|
«Насекомые идут в Армию» Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве |
Упр. «Аты-баты, шли солдаты» |
1 |
Развивать умения правильно использовать жесты, автоматизация звука Ж | Игра «Жук» Выбирается водящий – жук, дети в хороводе, обращаются к жуку выполняя жесты сопровождающие вопросительную фразу | |||
Развивать чувство темпа | По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. | |||
Развивать голосовой диапазон. | «Шмель». Произнести звук “ж” с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчёлки (высоко). | |||
Развивать интонационную выразительность речи, автоматизировать звук Ж при пении |
Пение под фонограмму «Жук жужжит в железной банке» | |||
Развитие зрительно-двигательной координации, чувства ритма. | Игра «Музыка на кубиках» | |||
4 |
Транспорт. ПДД Звуки Ж, З, Ш |
«Весёлое путешествие» Развивать слуховое и зрительное внимание, силу и длительность речевого выдоха. |
Упр. «Гудок» |
1 |
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. | Упр. «Путешествие». Логопед читает стих а дети в это время тянут подражательные звуки: машина, самолёт, лошадка, поезд. | |||
Раскрепощение голосового аппарата, развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание и быстроту реакции |
Игра «Машинки»
|
|||
Развивать просодические компоненты речи, умения координировать движения с речью и пением | Игра «Пролетает самолет» | |||
Развивать слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, быстроту реакции. |
Подвижная игра «Регулировщик»
|
|||
Развитие зрительно-двигательной и слухо-рече-двигательной координации.
|
Игра «Маленькие и большие ножки» «Кто умеет лучше топать» музыка М. Раухвергера |
|||
Март 1 |
Мамин день Звук Л
|
Мамины помощники. Развивать равномерное звучание с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке. |
Игра «Волшебный клубок»
|
1 |
Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха |
Упр. «Ветер, ветер…»
|
|||
Развивать координацию речи и движений, голосового модулирования. Закреплять понятия: вверху, внизу |
Игра «Вверх, вниз»
|
|||
Развивать координацию движений, пластику, голосовой диапазон | Игро-ритмика «Солнышко и дождик» | |||
Активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства тема, ритма. Игровой материал: музыкальные инструменты или их заменители, партитура.
|
«Оркестр» Музыкальный материал: «Регтайм» музыка С. Джеплина или любая ритмичная музыка.
|
|||
2 |
Весна Звуки Л, Л’
|
Прогулка по весеннему лесу. Развивать артикуляционную моторику |
Упр. «Говорливый ручеек» | 1 |
Развивать удлиненный речевой выдох, развивать просодические компоненты речи. |
Упр. «Повтори-ка»
|
|||
Изменять силу голоса, выразительно читать стихотворение. | Упр. «Тишина» | |||
Развивать координацию речи и движений, ориентировку в пространстве, партнерские отношения, регулирование мышечного тонуса. |
Игра «Дождик, дождик, что ты льешь?»
|
|||
Пение с сопровождением игровыми действиями. Сохранять подвижный темп, весёлый характер исполнения песни от начала до конца. Развивать ассоциативное и логическое мышление. |
Песня «Прятки» | |||
Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и движений.
|
Игра «Месим, месим тесто» Музыкальный материал: попевка на двух звуках. |
|||
3 |
Деревья и кустарники Звук Ц
|
«Чудо-дерево» Активизировать восприятие, развивать слухо-двигательную и тактильную память, артикуляционную моторику |
Упр. «Как разговаривает лес» |
1 |
Выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье. | Упр. «Раздумье» | |||
Развивать силу и длительность речевого выдоха, раскрепощение голосового аппарата |
Игра «Кричалки»
|
|||
Развивать динамический диапазон, зрительное внимание. | Игра «Мыльные пузыри» | |||
Учить определять настроение песни; работать над артикуляцией; развивать слуховое внимание и фонематический слух. | Игра-песня «Пёс Шарик» | |||
Развивать тактильное восприятие, репродуктивное мышление, чувства ритма. | Игра «Камушек, орешек, желудь или шишка» | |||
4 |
Перелётные птицы Звук Р
|
«Наши пернатые друзья» Развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, ритмичность и координацию движений рук и речи. |
Игра «Летел лебедь»
|
1 |
Развивать двигательные умения в сочетании с музыкой | Упражнение «Подвижные птицы» | |||
Расширять голосовой диапазон | «Кузнечик». Кузнечик прыгает и издаёт звуки “тр – р – р”. Если кузнечик прыгает по верхним цветам, то поём высоко, если по нижним, то – низко. | |||
Развивать интонационную выразительность речи | Пение логопедической попевки «Весеннее тепло» | |||
Развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.
|
Игра «Птичка» Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки). Музыкальный материал: «Птичка летает» музыка А. Аренского |
|||
Снятие мышечного напряжения, развивать координации движений и речи | Игра «Ласковая кисточка» |
3 – ПЕРИОД
(АПРЕЛЬ – МАЙ) 1 раз в неделю
Апрель 1 |
Мой дом Пожарная безопасность Звуки Р, Р’
|
«Гном и дом» Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики. |
Игра «Узнай по интонации» |
1 | |
Развивать зрительную память, умение воспроизводить заданный ритмический рисунок |
Игра «Телевизор»
|
||||
Развивать артикуляционную моторику | Артикуляционная гимнастика «Гномы – мастера» | ||||
Развивать речевое дыхание и голос | Упр. «Песни гномов» | ||||
Развивать интонационную выразительность речи, автоматизировать звук Р при пении |
Пение под фонограмму «Без Р не вытащить и рыбку из пруда» Бойкова О.В. | ||||
2 |
Воздушный транспорт. День космонавтики. Звук Ч |
«Будем космонавтами» Развивать инициативность поведения, быстроту реакции. |
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй»
|
1 | |
Развивать координацию речи с движением. | Упражнение «Космонавт» | ||||
Развивать чувство ритма | Упр. «Тренировка». | ||||
Развивать произвольность внимания, чувство темпа и ритма. |
«Хоп!»
|
||||
Учить петь в диалоге и в подгруппах, петь с дирижёрским жестом – игриво, весело, задиристо. | Песня «Печка» | ||||
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация «Облака» | ||||
3 |
Продукты питания Звук Ф |
«Приключения Карлсона» Развивать звуковысотный слух, координации пения и движений. |
Игра «Лепешки» Дети поют, показывая высоту звука. |
1 | |
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, продолжительный выдох. |
Игра «Щи из топора»
|
||||
Воспитывать отношения партнерства, развивать координацию речи и движений |
Игра «Месим, месим тесто»
|
||||
Развивать рифму, учить продолжать исполнение песни без остановок; следить за правильной артикуляцией и произношением звуков. | Песня – игра «Я начну, а ты продолжи!» | ||||
4 |
Хлеб Звук Щ |
«Откуда хлеб пришел»Развивать координацию движений и речи |
Упражнение «Колоски»
|
1 | |
Развивать ММР | Пальчиковая гимнастика «Пирог» | ||||
Развивать координацию речи, движений и музыки | Танец с колосками (под фонограмму) | ||||
Упражнение на увеличение продолжительности речевого выдоха | Упр. «Ветер качает колосья» | ||||
Развивать координацию речи, движений и музыки | Русский народный хоровод «Каравай» | ||||
5 |
Игрушки Звуки Щ — Т’ |
«Магазин игрушек» Развивать мимику детей: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность; |
Упр. «Подарок»
Упр. «Кукла заболела» |
1 | |
Развивать тембр голоса, речевое дыхание. | Упр. «Успокой куклу» | ||||
Развивать у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп. | Упр. «Карусели» | ||||
Исполнять песню напевно, в умеренном темпе, соблюдая фразировку; правильное дыхание при смене фраз. | Песня «Непослушный тигр» | ||||
Развивать зрительно-двигательную координацию, чувство ритма. |
Игра «Музыка на кубиках»
|
||||
Май 1 |
День Победы Глухие и звонкие согласные |
«День Победы» Развивать умения ориентироваться в пространстве, выполнять коллективные, согласованные действия |
«У солдат порядок строгий…»
|
1 | |
Развивать просодические компоненты речи | Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро. | ||||
Научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. |
Упр. «Выдели слово»
|
||||
Дифференцировать звонкие и глухие согласные | Когда дети услышат звонкие согласные, они звонят в колокольчики | ||||
Учить внимательному слушанию, запоминанию содержания песни. | Слушание песни «День Победы» | ||||
Снятие психоэмоционального напряжения |
Релаксация «Воздушные шарики»
|
||||
2 | Итоговое |
Здравствуй лето Развивать ориентировку в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах |
Игра «Маршрутный лист» |
1 | |
Развивать слуховое внимание, чувство темпа, зрительно-двигательную координацию |
Игра «Не зевай!»
|
||||
Развивать тактильную память, продолжительный выдох, экономное расходование дыхания, стимулировать творческую активность. | Игра «Загадочная трубочка» | ||||
Развивать рифму, учить продолжать исполнение песни без остановок; следить за правильной артикуляцией и произношением звуков. | Песня – игра «Я начну, а ты продолжи!» | ||||
Снятие психоэмоционального напряжения |
Релаксация «Водопад»
|
||||
3-4 | ДИАГНОСТИКА |
Список используемой литературы:
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2005.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. — М.: ВАКО, 2005.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: «Издательство Гном и Д»,
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. — М.: Просвещение Владос, 1994.
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. — 1998. — №2, с. 141-144.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос,
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Анисимова Г.И. новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.
- Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий. – СПб.: Паритет, 2008.
Овчинникова Т.С. Логопедические распев