Главная » ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» для детей с ОНР 6 – 7 лет. Учитель — логопед Жучкова Н.В. и музыкальный руководитель Антонова О.В.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» для детей с ОНР 6 – 7 лет. Учитель — логопед Жучкова Н.В. и музыкальный руководитель Антонова О.В.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:

ТИП: образовательная

ВИД: модифицированная

УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

НАПРАВЛЕННОСТЬ: коррекционно – развивающая

Пояснительная записка

    В связи с принятием ФГОС в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка. Это побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом, психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.

Актуальность. С каждым годом, по нашим наблюдениям, в детском саду растет количество детей с общим недоразвитием речи. У данной категории детей помимо речевых нарушений наблюдаются нарушения моторной сферы, которые характеризуются общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно,  движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У части детей наблюдается повышение мышечного тонуса, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики, способствующая преодолению общего недоразвития речи. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика — это движение, музыка и речь. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Программа «Весёлая логоритмика»  базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
  2. «Система коррекционной работы (старшая и подготовительная группа)»

Н. В. Нищевой.

  1. Методические разработки О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»

по логоритмике:

  1. Логопедическая ритмика. Г.А. Волковой
  2. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой.
  3. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоговой, Е. В. Кузнецовой.

Программа «Весёлая логоритмика» составлена совместно с музыкальным руководителем детского сада «Алёнушка» на 1 год обучения подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР. Логоритмические занятия проводятся  с детьми логопедической группы 1 раз в неделю музыкальным руководителем и логопедом.

Материально-техническое оснащение для организации логоритмических занятий: ноутбук, колонки, диски, музыкальные инструменты, массажные мячи,  игрушки в соответствии с темой занятия, спортивный инвентарь.

    Цель — развивать и корректировать психомоторную сферу детей с помощью сочетания слова, музыки и движения, как неотъемлемую часть   логопедической методики, способствующую преодолению общего недоразвития речи у детей 6 -7 лет.

Задачи:

  1. Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.
  2. Совершенствовать ориентацию в пространстве.
  3. Совершенствовать координацию речи с движением и музыкой.
  4. Развивать физиологическое и речевое дыхание.
  5. Развивать чувство музыкального темпа и ритма.
  6. Совершенствовать основные свойства голоса и интонационную выразительность речи.

Принципы построения программы

  1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом.
  3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
  5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп.
  6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия, но также ориентировано на зону ближайшего развития.
  7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  9. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
  10. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи.

Мы выделяем два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.

 

     Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; закрепление правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

4.Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях по рекомендации врача-педиатра используются:

— упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

— выработка продолжительного речевого выдоха,

— тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

5.Фонопедические упражнения для голосового аппарата развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

  1. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  2. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  3. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  4. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  5. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  6. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  7. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  8. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  9. Подвижные игры тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

 

Ожидаемые результаты

  1. Умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передаёт заданный характер, образ.
  2. Координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
  3. Умеет правильно ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  4. Умеет принимать различные артикуляторные позы, органы артикуляционного аппарата подвижны.
  5. Владеет правильным физиологическим и речевым дыханием, умеет правильно брать дыхание во время пения.
  6. Владеет различными модуляциями голоса, интонационно выразительной речью.
  7. Выполняет психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  8. Внимательно слушает музыку, активно отвечает на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах, сочиняет мелодии, воспроизводит ритмические рисунки, выполняет танцевальные движения.

 

Диагностика психомоторной сферы детей с ОНР

Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния психомоторной сферы детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

  1. Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        — — .. —

2-й элемент:        — .. — —

3-й элемент:        — — …

4-й элемент:        … — —

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

  1. Ориентирование в пространстве.
  2. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

  1. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

  1. Состояние общей моторики.
  2. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

— силу движений,

— точность движений,

— темп движений,

— координацию движений,

— переключение от одного движения к другому.

  1. Состояние мелкой моторики.
  2. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
  3. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
  4. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
  5. Переключение от одного движения к другому.

— Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). До 3 баллов.

— Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. До 3 баллов

Результаты заносятся в сводную таблицу:

Низкий уровень развития психомоторной сферы – 0 -11 баллов

Средний уровень развития психомоторной сферы – 12 – 20 баллов

Высокий уровень развития психомоторной сферы – 21 – 32 балла

 

Структура и содержание занятий

     Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме и длится 25 – 30 минут в соответствии с Инструктивно-методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

Оно состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть длиться 3-5 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к основной моторной и речевой нагрузке. Здесь используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями рук, изменением направления и темпа движения, перестроениями и др.

Основная часть занимает 15-20 минут и включает в себя следующие упражнения:

— на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— внимания;

— регулирующие мышечный тонус;

— формирующие чувство музыкального размера;

— на развитие темпа и ритма;

— координации движений;

— координации речи с движением;

— координации пения с движением;

— слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

— пение;

— игры на музыкальных инструментах;

— на развитие мелкой моторики;

— речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 3-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 – ПЕРИОД

(СЕНТЯБРЬ — НОЯБРЬ) 1 раз в неделю

 

Месяц,

Дата

Тема Задачи Игры и упражнения Кол. Занятий
Сентябрь 1-2 ДИАГНОСТИКА
3

Осень

Звук У

«Путешествие в осенний лес»

Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятие левостороннего и правостороннего движения

Ходьба:
а) на внутренней, внешней сторонах ступни;
б) на равновесие;
в) на носках;
г) на пятках.
1
Формировать физиологическое диафрагмальное дыхание. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребен­ком зрительно.
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. Упр. «Лесенка».
Упр. выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают.
Развивать мелкую моторику Упр. «Ветер по лесу летал»
Слушать музыкальное произведение, определить характер музыки, развивать художественное восприятие П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»
Развивать речевое дыхание

Попевка «Пароход»

Дети поют «у», педагог остальные слова.

Следить, чтобы плечи не поднимались.

Игра на детских музыкальных инструментах Упр. «Осенины» дождь – треугольник, паутинки – маракас, разных красок именины – металлофон.

4

 

 

 

 

Овощи. Огород.

Звук А

 

«Во саду ли в огороде»

Обучить ходьбе и маршировке, формировать чёткую координацию движений рук и ног.

Упр. «Урожай».

 

 

1

Развивать мимику и жесты:

 

 

1.Дети рассматривают рисунки с изображением различных видов мимики, определяют какие чувства выражает каждый рисунок.

2.Произнести любую фразу с различными чувствами.

Развивать мелкую моторику, координацию речи и движений

Упр.  «Хозяйка однажды с базара пришла».

 

Развивать диафрагмальное дыхание Ребенок, находящийся в положе­нии лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Затем упр. выполняется сидя, затем стоя.
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. Упр. «Музыкальные прятки». Если песня поётся громко – значит игрушка спрятана где – то близко, если – тихо – то игрушка от этого места далеко.
   

Пение с сопровождением игровыми действиями.

Развивать интонационную выразительность голоса, осознанность выполнения изобразительных действий через позу, мимику.

Песня обыгрывается в игровых действиях.

Песня «По тропинке»

Октябрь

1

 

Фрукты. Ягоды. Сад

Звуки

А,У,И

«Витаминная семья»

Развивать общую моторику, координацию речи и движений.

 

Упр. «Садовник»

 

1
Дыхательная гимнастика по  А.Н. Стрельниковой: обучение детей выполнению двойных «быст­рых вдохов» через нос в положении стоя,

1. Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки.

2.Выполнение пары «быстрых вдо­хов» при наклоне головы то к пра­вому, то к левому плечу

Развивать мелкую моторику руки.

Упр. «Фруктовая ладошка»

 

Закрепить акустико-артикуляционные признаки гласных звуков Игра «Поющий платочек»
Игра на музыкальных инструментах Упр. «Дождик накрапывает».
   

Пение с сопровождением игровыми действиями.

Песня разучивается как речевая и музыкальная игра. Пение чередуется со звучанием колокольчика.

Песня «Весёлый колокольчик»
2

Грибы. Лес.

Звуки

П – К

«Прогулка в осенний лес»

Развивать общую моторику, координацию речи и движений.

 

Упр. «За грибами»

 

1
Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
Развивать диафрагмальный  тип дыхания в про­цессе ходьбы На первый шаг выполняется пово­рот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладо­ни, далее голова возвращается в ис­ходное положение и следуют три шага, во время которых дети триж­ды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух
Развивать мелкую моторику Упр. «Грибы»

Пение с использованием наглядного материала.

Развивать слуховое внимание; учить пониманию содержания песни; учить действовать по словесной инструкции.

Песня «Тихо вокруг»
Игра на музыкальных инструментах Упр. «Дождик накрапывает».
3

Мебель

Звуки

К – Т

«В магазине мебели»

Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц

Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают 1
Развивать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха

Игра «Задуй свечку».

 

Развивать мелкую моторику

Упр. «Мебель»

 

Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений Упр. «Окошко», «Заборчик – Бублик», «Футбол», «Качели», «Лопаточка – Иголочка»
Различать сильную долю в музыке, развивать слуховое внимание Под марш каждый ходит вокруг своего круга. На акцент в музыке впрыгивают в свой круг на двух ногах и ждут следующего сигнала, на который нужно будет выпрыгнуть.
   

Пение с использованием наглядного материала.

Развивать слуховое внимание; учить пониманию содержания песни; учить действовать по словесной инструкции.

Песня «Тихо вокруг»
4

Посуда

Звуки

О

«В гости к дедушке Самовару»

Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц

 

 

На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках

1
Развивать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха Игра «Ветерок».
Развивать мелкую моторику, координации речи с движением

Упр. «Машина каша»,

«Помощники»

Слушать музыкальное произведение, определить характер музыки, развивать художественное восприятие.

Подпевать повторяющиеся слоги.

Д. Тухманов «Самовар»
5

Наша страна.

Наш город.

День народного

Единства.

Звуки 

К – Х

 «Наша страна»

Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц

На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. 1
Развивать общую моторику, координацию речи с движением Упр. «Поезжай за моря-океаны»
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением Упр. «Небо синее в России»
Развивать длительный выдох без участия речи Упр. «Листья шелестят»

Пение с использованием наглядного материала.

Совершенствовать слуховое внимание, правильное произношение согласных и гласных звуков; учить использованию средств эмоциональной выразительности.

Песня «Подружились»
Слушать музыкальное произведение,  определить характер музыки, развивать художественное восприятие Прослушивание песни Иванова А. В. «Похвистневский вальс»

Ноябрь

1

Одежда.

Головные

уборы.

Звуки  Ы, А, У, И, О

 

 

 

«Ёжик — портной»

Развивать общую моторику, координацию речи и движений под музыку

 

Упр. «Угощенья для ёжика»

Упражнение «Стирка»

1
Развивать фонационный выдох Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
Закрепить акустико-артикуляционные признаки гласных звуков

Игра: «Поющий платочек»

 

Развивать ориентацию в пространстве. Закрепить понятие слева, справа. Игра «Левое и правое»
Развивать эмоционально-волевые качества, обучать
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, ориентированию в пространстве.
Подвижная игра «Жадный Мишка»
   

Пение с использованием наглядного материала.

Учить внимательному слушанию, запоминанию содержания песни; расширять словарный запас за счёт конкретных и обобщающих понятий.

Песня «Лишние слова»
2

Обувь

Звуки

М —  Н

«Ёжик — сапожник»

Развивать общую моторику, координацию речи и движений.

 

 

Упр. «Я умею обуваться»

1
2.     Научить распределять внимание, закрепить ориентировку право – лево. Игра «Передай» Под музыку дети начинают передавать обувь от соседа к соседу: ботинок – в правую сторону, а сапог – в левую.
3.     Развивать фонационный выдох Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.

Развивать ММР

 

Упр. «Ботинки».
Развивать восприятие метрического акцента Упр. «На акцент — шаг вперед»
   

Пение с использованием наглядного материала.

Учить диалогу в пении; развивать выразительность речи, чувство ритма; учить согласовывать свои действия с пением.

Песня «Ёжик»
3

Семья

Звуки

Н – М

«Когда семья вместе, душа на месте!»

Развивать координацию речи и движений, активизировать отдельные группы мышц

 

 

Игра с самомассажем «Здравствуйте»

 

1
Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве Маршировка «4 угла»
Развивать речевое дыхание Выполнение ротового вдоха и на вы­дохе произнесение нараспев слога

Развивать ММР

 

Упр. «Наши мамы»
Развивать восприятие неожиданного акцента, воспитывать умения работать в паре, закрепление понятий лево – право Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, идут парами по кругу.
На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается.
    Игра на музыкальных инструментах Игра с бубном. «Поиграй ты в бубен»
4

Книги. Сказки

Звуки

Б

 «Путешествие по сказкам»

Развивать общую моторику, координацию речи, движений и музыки

 

 

Упр. «Герои сказок Андерсена»

 

1
Развивать артикуляционную моторику, мимику, ориентировку в схеме тела.

Игра “Сказочка-указочка”

 

Развивать мимические мышцы

 

«Плакса»

«Мы удивились» «Надуем шарик» «Тигренок»

«Упрямые бараны»

«Веселый клоун»

Развивать речевое дыхание Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев дву­сложного слова
Развивать голосовой диапазон Упр. «Три медведя»
Развивать быстроту реакции, чувство темпа и ритма, артикуляционную моторику «Озвучиваем сказки»
   

Слушание музыкального произведения.

Определить характер музыки, развивать художественное восприятие.

Песня «В гостях у сказки»

 

 

2 – ПЕРИОД

(ДЕКАБРЬ – МАРТ) 1 раз в неделю

Декабрь

1

Зима. Зимние развлечения

Звук С

 

«В зимнем лесу»

Развивать длительный выдох без участия речи

 

Упр. «Снежинки летят»

1
Развивать восприятие неожиданного акцента, закрепление понятий лево – право. Дети стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.
Развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи.

Игра «Вот на улице мороз»

 

Развивать чувство ритма.

Упр. «Мороз».

Дети двигаются хороводом, произнося слова в заданном ритме, на паузы шлепок по коленям, хлопок.

Закрепить акустико-артикуляционный образ звука С, развивать навыки фонематического синтеза

Игра с мячом.

Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» — гласный звук и назвать слог.

Пение с использованием наглядного материала.

Развивать фонематический слух; расширять активный словарь детей; формировать произвольность внимания.

Песня «Вьюга»

Игра на музыкальных инструментах

Упр. «Метелица».

Спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке.

2

Комнатные растения

Звуки

С-З

«Зеленый уголок»

Улучшать основные свойства голоса

Резонаторный массаж. Постукивание пальцами рук по частям тела:

по груди – звучим «м».

Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».

Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м». Постукивать над верхней губой «ви – ви — ви».

1

Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

 

 

Упр. «Назови по порядку» Перечислить на одном выдохе несколько слов.

Развивать музыкальный ритм

и темп

Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов
Петь слоги мягко, напевно и связно. Музыкальная скороговорка «Лиса»
Снятие мышечного и эмоционального напряжения

Релаксация

«Вы, словно цветы»

3

Зимующие птицы

Звук З

 

 «Птицы у кормушки»

Координация речи и движений, укрепление организма

 

Массаж биологически активных зон “Снегири”

1
Развивать эмоционально-волевые качества. Развивать координацию речи с движением.

Подвижная игра “Снегири”

 

Развивать речевое дыхание

Упр. «Вороны» Приседают, и на выдохе протяжно: ш – ш – ш – ш.

Упр. «Снегирек»

Петь фразу на одном дыхании, не разрывая её, с отчётливой артикуляцией. Пение логопедической попевки «Хозяйственный дятел»
Игра на музыкальных инструментах Игра «Ритмическое эхо» (с использованием деревянных ложек)

Новый год

Звук В

«Новогодний поезд»

Развивать отдельные группы мышц лица, языка и рук

Самомассаж   Игровое упр. «Чтобы хорошо слушать Деда Мороза» 1
Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Упр. «Ах, как пахнет!»

 

 

Развивать ММР

 

Упр. «На елке»
Развивать выразительность мимики, жестов, движений Покажите, как вы лепите снежок; как его кидаете; а если вам снежком попали в лицо – огорчилась; кататься с горки страшно; скатились с горки, не упали – весело.
Развивать умения ориентироваться в пространстве: понятия перед, за, между Игра  «Неделя»
Развивать музыкально-двигательную и рече-двигательную память, чувство темпа, ритма.

Игра «Елочный хоровод»

 

Январь

2

Домашние животные и птицы

Звук Г

«Поездка в Простоквашино»

Развивать умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц

На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. 1
Пение. Исполнение логопедической попевки «Портрет коровы»
Формировать мышечную растяжку, гибкость

Игровой-стретчинг «Кот тянет ногу»

 

Воспитывать коллективный ритм Игра «Пастух и стадо»
Координация речи, музыки и движений, автоматизация звука Г Пение с выполнением движений «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Снятие психоэмоционального напряжения Релаксация «Спящий котёнок»
3

Животные нашего леса

 

Звуки Г, Г’

 

 «Дикие животные наших лесов»

Учить детей распределять внимание, развивать общую моторику.

 

 

Игра «Зоопарк»

1
Развивать чувство темпа Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают и опускают обручи. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.
Развивать чувство ритма, голосового диапазона Игра «Белка» Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают.
Совершенствовать музыкально — слуховые представления. Музыкальный материал: «Ежик» музыка Д. Кабалевского, «Лягушка» В. Ребикова, «Слон» К. Сен-Санса «Чудо – домик» Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют животных.
Снятие психоэмоционального напряжения

Релаксация «Шишки»

 

4

Животные жарких и холодных стран

Звук Э

«Зоопарк»

Тренировать умение правильно выполнять самомассаж, активизировать мышцы лица, шеи, груди, развивать координацию речи и движений

 

Проговаривание чистоговорки с самосассажем «Кенгуру»

1
Развивать мимику и жесты. Психогимнастика «Обезьяна».
Развивать интонационную выразительность речи. Проговаривание чистоговорки «Жираф» по схеме с движением рук.
Координация слова и движения с музыкальным сопровождением Е. Железнова «У жирафа пятна-пятна»
Развивать координацию речи и движений, ориентировку в пространстве, партнерские отношения, регулирование мышечного тонуса

Игра «Черепаха»

 

Снятие психоэмоционального напряжения Релаксация «Холодно – жарко»

Февраль

1

Профессии

Гласные звуки

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Развивать чувство музыкального ритма в движении

Игра «Матросы» На полу обозначены кружки. Это «камешки», по которым можно перейти на другой берег реки. На четыре восьмых дети поочерёдно прыгают с камешка на камешек и на половинную ноту оказываются на другом берегу.

 

1
Развивать плавный длительный речевой выдох с помощью заданных гласных звуков определенной высоты, развивать координацию звука и голоса Игра «Поющий мяч» Пока мяч катится, ребёнок пропевает звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Различать контрастную музыку и развивать звуковысотный слух. Подвижная игра с диалогом «День и ночь»
2

Человек. Части тела

 

Звук Ш

 

«Дракошка Антошка»

Развивать ориентировку в пространстве, чувство темпа и ритма.

 

Игро-гимнастика «Ходьба»

1
Развивать у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

 

Упр. «Большие ноги шли по дороге»

Развивать звуковысотный слух, способность к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт.

 

Дети в кругу, один ребёнок с инструментами находится вне круга. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга.
Развивать тактильно-кинестетическую память, мышление, чувство ритма.

Игра «Телеграф»

 

Формировать адекватную самооценку, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа

Игра «Что – где?»

 

Развивать интонационную выразительность речи,

автоматизировать звук Ш при пении

Пение под фонограмму «У дракошки Антошки шесть голов и шесть лап»
Развивать инициативность, смелость принятия решения, пластичность движений, чувство темпа и ритма. «Танец частей тела»
Снятие психоэмоционального напряжения Релаксация «Улыбка»
3

Наша армия

Звук Ж

 

«Насекомые идут в Армию»

Обучить ходьбе и маршировке в различных направлениях, формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве

 

Упр. «Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)

1
Развивать умения правильно использовать жесты, автоматизация звука Ж Игра «Жук» Выбирается водящий – жук, дети в хороводе, обращаются к жуку выполняя жесты сопровождающие вопросительную фразу
Развивать чувство темпа По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья.
Развивать голосовой диапазон. «Шмель». Произнести звук “ж” с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчёлки (высоко).

Развивать интонационную выразительность речи,

автоматизировать звук Ж при пении

Пение под фонограмму «Жук жужжит в железной банке»
    Развитие зрительно-двигательной координации, чувства ритма. Игра «Музыка на кубиках»
4

Транспорт. ПДД

Звуки

Ж, З, Ш

«Весёлое путешествие»

Развивать слуховое и зрительное внимание, силу и длительность речевого выдоха.

 

Упр. «Гудок»

1
Работать над силой голоса: развивать умения петь громко, тихо. Упр. «Путешествие». Логопед читает стих а дети в это время тянут подражательные звуки: машина, самолёт, лошадка, поезд.
Раскрепощение голосового аппарата, развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание и быстроту реакции

 Игра «Машинки»

 

Развивать просодические компоненты речи, умения координировать движения с речью и пением Игра «Пролетает самолет»
Развивать слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.

Подвижная игра «Регулировщик»

 

   

Развитие зрительно-двигательной и слухо-рече-двигательной координации.

 

Игра «Маленькие и большие ножки»

«Кто умеет лучше топать» музыка М. Раухвергера

Март

1

Мамин день

Звук Л

 

Мамины помощники.

Развивать равномерное звучание с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.

 

Игра «Волшебный клубок»

 

1
Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха

Упр. «Ветер, ветер…»

 

Развивать координацию речи и движений, голосового модулирования. Закреплять понятия: вверху, внизу

Игра «Вверх, вниз»

 

Развивать координацию движений, пластику, голосовой диапазон Игро-ритмика «Солнышко и дождик»
   

Активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства тема, ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты или их заменители, партитура.

 

«Оркестр»

Музыкальный материал: «Регтайм» музыка С. Джеплина или любая ритмичная музыка.

 

2

Весна

Звуки Л, Л’

 

Прогулка по весеннему лесу.

Развивать артикуляционную моторику

Упр. «Говорливый ручеек» 1
Развивать удлиненный речевой выдох, развивать просодические компоненты речи.

Упр. «Повтори-ка»

 

Изменять силу голоса, выразительно читать стихотворение. Упр. «Тишина»
Развивать координацию речи и движений, ориентировку в пространстве, партнерские отношения, регулирование мышечного тонуса.

Игра «Дождик, дождик, что ты льешь?»

 

   

Пение с сопровождением игровыми действиями.

Сохранять подвижный темп, весёлый характер исполнения песни от начала до конца.

Развивать ассоциативное и логическое мышление.

Песня «Прятки»
   

Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и движений.

 

Игра «Месим, месим тесто»

Музыкальный материал: попевка на двух звуках.

3

Деревья и кустарники

Звук Ц

 

«Чудо-дерево»

Активизировать восприятие, развивать слухо-двигательную и тактильную память, артикуляционную моторику

 

Упр. «Как разговаривает лес»

1
Выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье. Упр. «Раздумье»
Развивать силу и длительность речевого выдоха, раскрепощение голосового аппарата

Игра «Кричалки»

 

Развивать динамический диапазон, зрительное внимание. Игра «Мыльные пузыри»
Учить определять настроение песни; работать над артикуляцией; развивать слуховое внимание и фонематический слух. Игра-песня «Пёс Шарик»
Развивать тактильное восприятие, репродуктивное мышление, чувства ритма. Игра «Камушек, орешек, желудь или шишка»
4

Перелётные птицы

Звук Р

 

«Наши пернатые друзья»

Развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, ритмичность и координацию движений рук и речи.

 

Игра «Летел лебедь»

 

1
Развивать двигательные умения в сочетании с музыкой Упражнение «Подвижные птицы»
Расширять голосовой диапазон «Кузнечик». Кузнечик прыгает и издаёт звуки “тр – р – р”. Если кузнечик прыгает по верхним цветам, то поём высоко, если по нижним, то – низко.
Развивать интонационную выразительность речи Пение логопедической попевки «Весеннее тепло»

Развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.

 

Игра «Птичка»

Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки).

Музыкальный материал: «Птичка летает» музыка А. Аренского

Снятие мышечного напряжения, развивать координации движений и речи Игра «Ласковая кисточка»

3 – ПЕРИОД

(АПРЕЛЬ – МАЙ) 1 раз в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

1

Мой дом

Пожарная безопасность

Звуки Р, Р’

 

«Гном и дом»

Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики.

 

Игра «Узнай по интонации»

1
Развивать зрительную память, умение воспроизводить заданный ритмический рисунок

Игра «Телевизор»

 

Развивать артикуляционную моторику Артикуляционная гимнастика «Гномы – мастера»
Развивать речевое дыхание и голос Упр. «Песни гномов»

Развивать интонационную выразительность речи,

автоматизировать звук Р при пении

Пение под фонограмму «Без Р не вытащить и рыбку из пруда» Бойкова О.В.
2

Воздушный

транспорт.

День

космонавтики.

Звук Ч

«Будем космонавтами»

Развивать инициативность поведения, быстроту реакции.

 

Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй»

 

1
Развивать координацию речи с движением. Упражнение «Космонавт»
Развивать чувство ритма Упр. «Тренировка».
Развивать произвольность внимания, чувство темпа и ритма.

«Хоп!»

 

Учить петь в диалоге и в подгруппах, петь с дирижёрским жестом – игриво, весело, задиристо. Песня «Печка»
Снятие психоэмоционального напряжения Релаксация «Облака»
3

Продукты питания

Звук Ф

«Приключения Карлсона»

Развивать звуковысотный слух, координации пения и движений.

 

Игра «Лепешки» Дети поют, показывая высоту звука.

1
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, продолжительный выдох.

Игра «Щи из топора»

 

Воспитывать отношения партнерства, развивать координацию речи и движений

Игра «Месим, месим тесто»

 

    Развивать рифму, учить продолжать исполнение песни без остановок; следить за правильной артикуляцией и произношением звуков. Песня – игра «Я начну, а ты продолжи!»
4

Хлеб

Звук Щ

«Откуда хлеб пришел»

Развивать координацию движений и речи

 

 

Упражнение «Колоски»

 

1
Развивать ММР Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Развивать координацию речи, движений и музыки Танец с колосками (под фонограмму)
Упражнение на увеличение продолжительности речевого выдоха Упр. «Ветер качает колосья»
Развивать координацию речи, движений и музыки Русский народный хоровод «Каравай»
5

Игрушки

Звуки Щ — Т’

«Магазин игрушек»

Развивать мимику детей: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность;
выразить мимикой печаль и сострадание.

Упр. «Подарок»

 

 

 

 

Упр. «Кукла заболела»

1
Развивать тембр голоса, речевое дыхание. Упр. «Успокой куклу»
Развивать у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп. Упр. «Карусели»
Исполнять песню напевно, в умеренном темпе, соблюдая фразировку; правильное дыхание при смене фраз. Песня «Непослушный тигр»
Развивать зрительно-двигательную координацию, чувство ритма.

Игра «Музыка на кубиках»

 

Май

1

День Победы

Глухие и звонкие согласные

«День Победы»

Развивать умения ориентироваться в пространстве, выполнять коллективные, согласованные действия

 

«У солдат порядок строгий…»

 

1
Развивать просодические компоненты речи Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро.
Научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Упр. «Выдели слово»

 

 

 

Дифференцировать звонкие и глухие согласные Когда дети услышат звонкие согласные, они звонят в колокольчики
Учить внимательному слушанию, запоминанию содержания песни. Слушание песни «День Победы»
Снятие психоэмоционального напряжения

Релаксация «Воздушные шарики»

 

2 Итоговое  

Здравствуй лето 

Развивать ориентировку в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах

 

Игра «Маршрутный лист»

1
Развивать слуховое внимание, чувство темпа, зрительно-двигательную координацию

Игра «Не зевай!»

 

Развивать тактильную память, продолжительный выдох, экономное расходование дыхания, стимулировать творческую активность. Игра «Загадочная трубочка»
Развивать рифму, учить продолжать исполнение песни без остановок; следить за правильной артикуляцией и произношением звуков. Песня – игра «Я начну, а ты продолжи!»
Снятие психоэмоционального напряжения

Релаксация «Водопад»

 

3-4 ДИАГНОСТИКА

 

Список используемой литературы:

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Под ред. Г.А. Волковой. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2005.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009.
  4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. —  М.: ВАКО, 2005.
  6. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  7. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: «Издательство Гном и Д»,
  8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. —  М.: Просвещение Владос, 1994.
  10. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. — 1998. — №2, с. 141-144.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос,
  14. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  15. Анисимова Г.И. новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.
  16. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий. – СПб.: Паритет, 2008.

Овчинникова Т.С.  Логопедические распев

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?