Знакомить малыша с простейшими математическими понятиями можно чуть ли не с рождения. Ведь математика – это мир вокруг: геометрические фигуры, пространственные отношения, количество. Играя с ребенком, можно создать все предпосылки для успешного изучения математики. Будущие успехи ребенка зависят от того, насколько заинтересует его этот предмет. Пример родителей, их отношение к этой науке очень важен. Если мама, начиная занятие, вздыхает: «Ох уж эта математика! Кошмар!» или при первой ошибке или задумчивости крохи качает головой: «И у него будут проблемы с алгеброй, как у меня!», то малыш может решить, что математика − это плохо и скучно. Попытайтесь превратить изучение математики в увлекательную игру. Знакомить ребёнка со счётом нужно начинать ещё тогда, когда он не разговаривает. Никаких специально организованных занятий для этого не потребуется, нужно все делать в повседневной жизни, при каждом удобном случае. Считать можно все что угодно. Спускаетесь по лестнице – посчитайте ступеньки. Гуляете на прогулке, соберите листочки и посчитайте их. Собираете пирамидку – считайте колечки, а за одно и называйте цвета. Найдите то, чего в комнате много, и то, что только одно. Потренируйтесь рисовать много цветочков и один. Обратите внимание ребенка на то, что у него один носик, а волос много. Постепенно перейдите к новому числу − два. Две руки, две ноги, два глаза, два уха. Уже можно начать сравнивать предметы по количеству, но обязательно показывать, что сравнение вы проводите не по размеру. Пусть слон большой, а мышки маленькие, но он один, а мышек – две.
Не спешите учить счет до 10. Ребенок действительно может быстро его запомнить, но это будет выучено, словно стихотворение. Учите ребенка находить столько же предметов, сколько у вас. Берете пять ложек и просите малыша дать вам столько же вилок и т. п. Понятие «нуля» интереснее всего давать, задавая смешные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане?» или «Сколько крокодилов у нас в ванной?».
Любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек и т.п. Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например: «Котята» С. Михалкова или «Веселый счет» С. Маршака. Множество стихов-считалок есть у А. Усачева. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10. Даже если ваш малыш казалось бы не слушает вас, все равно считайте. Он слышит, он запоминает, информация, часто повторяемая мамой, обязательно отложится в маленькой головке и в одно прекрасное время неожиданно для вас сам все посчитает. Не забывайте хвалить малыша за правильное выполнение поручений.
Чтобы познакомить ребенка с понятием «цвет», нужны любые предметы, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету: кубики, карандаши, кружочки из бумаги и т. п. Показывая ребенку один из предметов, вы можете назвать его цвет. Учите находить предметы одинакового цвета. Покажите, как положить синий кружок на синий кубик, как загрузить машинку только красными карандашами.
Первое знакомство с геометрическими фигурами лучше начать с плоскостных форм, вырезанных из картона. Ребёнок должен потрогать их руками, чтобы понять на основе тактильных ощущений, что такое «есть уголок», например, у треугольника и квадрата, или «нет уголков» у круга и овала. Закрепление понятия о фигурах можно проводить на основе сопоставления их с предметами, например у домика треугольная крыша, форма тарелки — круг, планшет имеет форму прямоугольника и т.д. Когда малыш научится различать плоскостные геометрические фигуры, можно приступать к знакомству с объёмными — куб, конус, цилиндр, кирпич и т.п. Хорошим помощником в этом станет детский набор «Строитель», там все эти фигуры присутствуют. Их можно и посчитать, и сравнить по цвету, и по размеру. Попробуйте вместе отыскать все круглые предметы в доме, а также все прямоугольные, квадратные.
Постепенно подводите ребенка к классификации предметов, выделению общих свойств. Почаще называйте названия групп предметов: на кухне — это посуда, в детской – игрушки, в прихожей – одежда, обувь, головные уборы. Повторяйте, собираясь на прогулку: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку – это одежда». Напоминайте, убирая в комнате: «Давай уберем на место мишку, зайку и машину – это игрушки». А накрывая на стол, приговаривайте: «Вот мы поставили чашки и тарелки, положили ложечки – это посуда».
Говоря о величине предметов, мы можем использовать слова «больше» и «меньше». Собирая пирамидку или матрешку, спрашивайте: какое кольцо самое маленькое, какое самое большое. Какая матрешка самая маленькая? Или лучше так: «Самая маленькая матрешка плачет − пожалей ее». В игре расставляйте фигурки по размеру, от маленькой до большой и наоборот.
Понятие величины можно объяснить на примере сказки «Три медведя». Там очень доступно все показано: у большого медведя большой стул, и миска, и кровать, у мамы-медведицы (она поменьше ростом) все эти предметы меньшего размера, а у маленького медвежонка всё маленького размера.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше — ниже, толще-тоньше), Рисует ваш ребенок спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины). Различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению.
Воспитатели 1 младшей группы
Яковлева Л. В.
Урманова Н. В.