Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих столетий.
Знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Прибаутки — рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.
В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно (курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.) Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка, в детской саду. В младших и средних группах, в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку — воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший
например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший!
Ванечка — пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели могут использовать потешки, чтобы побудить к действиям:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. При подготовке детей ко сну желательно тоже использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят — поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо!
Во время прогулок необходимо играть с детьми в русские хороводные игры (Заря – зареница). Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент хороводные игры: развивают чувство ритма и музыкального слуха; способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега); располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать; знакомят детей с древними традициями и обычаями.
В старшем возрасте дети начинают использовать народные потешки в своих играх, во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Для старших дошкольников можно использовать поговорки и пословицы, загадки, во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Загадки просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них — богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать пословицы и поговорки, загадки и считалочки, для детей данного возраста наиболее интересными являются сказки и скороговорки. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.
Необходимо подобрать в группах соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместите книги — игрушки, книги — раскладушки, с народными сказками. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью будут рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание знакомых потешек.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Куркина Е.Л.
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Творчески используя фольклор в физическом воспитании как эмоционально-образное и речедвигательное средство влияния на детей дошкольного возраста, можно добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений. Таким образом, использование фольклора в развитии двигательной активности, оказывает положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.Очень важно с ранних лет учить детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир-наша задача.
Я согласна с мнением Алии, что приобщать детей к русской народной культуре нужно с ранних лет.Знания о первичных представлениях о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках детям системно даёт педагог, но определённое приобщение к традициям народа можно воспитать только вместе с семьёй ребёнка. Задача педагога показать родителям необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры, вовлечь родителей в формирование у дошкольников патриотических чувств и развитие духовности.В работе с семьёй можно использовать различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные: родительские собрания ; консультации; информационные файлы; буклеты, памятки;фоторепортажи;видеофильмы; презентации. Вместе мы едины! Только общими усилиями мы можем сохранить связь времен и вернуть утраченные ценности.
Народная культура формирует у детей патриотические чувства и развивает духовность. В будущем это поможет сохранить культурные ценности нашей Родины.
Я согласна с автором статьи, ведь все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать ,уважать и беречь, как драгоценность, из поколения в поколение.
Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что часто малыши приходят в детский сад, еще не разговаривая. Ситуация усугубляется еще и тем, что ребенок не идет на общение с взрослыми, переживая разлуку с мамой. Преодолеть трудности адаптации, установить контакт с ребенком в первые дни, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к еще мало знакомому человеку — воспитателю поможет детский фольклор.Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.
При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Нельзя не оценить влияние народного творчества на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками. Кроме всего, произведения народного творчества наиболее близки дошкольникам и легко запоминаются.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, закладывают в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Обучая детей народному творчеству, мы приучаем детей любить ближних, понимать и почитать старших. Им становиться проще общаться т.к. словарный запас богат и разнообразен. А какой интерес вызывает то, что сейчас находиться только в книгах или в музеях! Узнавайте, ищите, почитайте и вы станете самым богатым человеком!!!
Мне хочется обратить внимание на значимость использования устного народного творчества на логопедических занятиях: пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух ребёнка.
устное народное творчество оказывает колоссальное влияние на развитие речи дошкольников. Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка. Ритмичность произведений, использование множества словесных оборотов влияют на обогащение словарного запаса и формирование произвольной связной речи, а также повышают уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Применение в детском саду и дома русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Полностью согласна с автором статьи. Наши корни — это всё то, что связано с фольклором, с родным языком. И сейчас, в современное врем, очень важно приобщать детей к народной культуре.