Главная » Форум » Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Проанализируем некоторые программы по разделу ФЭМП

Программа «Детство»  разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Герцена. Руководителем была В. И. Логинова. Математический блок разработан З. А. Михайловой и Т. Д. Рихтерман.   Основные задачи математического развития состоят в следующем:

  •  способствовать освоению свойств предметов,
  • ·             отношений идентичности,
  •  порядка,
  •  равенства и неравенства,
  •  простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования практических действий.

По этой программе учат детей находить связь между предметами по соотносительным свойствам – цвету, размеру, форме. На основе сравнения определять, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах.

Хорошо выделены основные задачи, есть диагностика, начальная и контрольная, всё подробно расписано. Точно и конкретно поставлены задачи: на свойства, на познавательные и речевые умения (осязательно – двигательное обследование), на развитие творческой инициативы, на отношение предметов (представления).

 Программа «Детство» не имеет собственной психологической и методической концепции, есть задания, которые не соответствуют возрастным возможностям детей.

Математический блок программы «Развитие», созданной под руководством Л. А. Венгера. Авторский коллектив программы представлен в основном специалистами в области психологии (д. п. н. О. М. Дьяченко, к. п. н. А. И. Булычёва, Н. С. Варенцова, Г. Л. Лаврентьева, И. В. Маврина, Л. Л. Павлова). На данном этапе авторский коллектив возглавляет О. М. Дьяченко.

Цель математического блока развитие творчества и умственных способностей, развитие логического мышления.

Пример математического блока для детей четвёртого года жизни:

  • Развитие представлений о количественных отношениях
  • Развитие представлений о форме
  • Развитие представлений о величине
  • Развитие представлений о цвете
  • Ознакомление с пространственными отношениями

В этой программе чётко изложены психологические рекомендации по работе с программой «Развитие». Большое внимание авторы уделяют описанию форм взаимодействия педагога и детей (видам общения, вопросам дисциплины, сотрудничеству, способам создания проблемных ситуаций). Следует отметить также, что все примеры в разделах программы обычно приводятся на материале литературно – художественной, конструктивной, природо-познавательной деятельности. Но ни одного примера не приведено на примере математики. Есть трудности в этой программе. Технологию образовательного процесса педагог должен разрабатывать самостоятельно, есть также неточности в инструкциях даваемых детям, перегрузка информацией.

Программа «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, которая является базовой в нашем учреждении, отводит значимую роль развитию элементарных математических представлений в умственном развитии детей.

Основные направления раздела по формированию элементарных математических представлений:

  • количество
  • величина
  • форма
  • ориентировка в пространстве
  • ориентировка во времени

В этой программе конкретно построены задачи по формированию у детей элементарных математических представлений. Они опираются на психологические особенности ребёнка. В программе особое внимание уделяется формированию у ребёнка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную, совместную, познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем. Конкретно выстроены задачи по формированию элементарных математических представлений по всем возрастам. Они опираются на психологические особенности ребёнка. Единственный минус у программы М. А. Васильевой – нет своей диагностики.

Существует ряд методик по формированию элементарных математических представлений.

Программа В. П. Новиковой «Математика в детском саду». Методика математических представлений даётся в определённой системе. Главным достоинством методики, является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка. Много уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое. Сочетание коллективных и индивидуальных форм организации, педагог определяет сам. В. П. Новикова разработала диагностику. Она проводится индивидуально, или подгруппой детей в игровой форме. Также В. П. Новикова даёт советы, как закреплять математический материал, пройденный на занятиях, во время игр, на прогулке, во время трудовой деятельности детей.

Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

   В практической деятельности дошкольных учреждений нашел ши­рокое признание математический цикл «Математические ступеньки». (Данный цикл является авторским и представлен дидактически­ми пособиями по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет). По каждой возрастной группе автором разработано содержание обучения.

       В содержании программы выделены традиционные разделы: «Ко­личество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориенти­ровка во времени», «Ориентировка в пространстве». Кроме этого, выделен и раздел « Логические задачи».

    Содержание процесса формирования математических представ­лений разработано по каждой возрастной группе.

    Следует подчеркнуть, что программа для детей седьмого года жизни достаточно содержательна, предполагает формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

    Большое внимание в программе уделено обучению детей записи чисел, знаков, что отличает данную про­грамму от других.

     Работа по формированию геометрических представлений пред­полагает не только знакомство с геометрическими фигурами, но и их анализ, связанный с выделением их составляющих частей.

    Содержание программы сопровождается методическими разра­ботками в виде сценариев занятий и рабочих тетрадей, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программ­ного материала.

Программа Л. С. Метлиной «Занятия по математике в детском саду». Л. С. Метлина даёт чёткие и точные вопросы математического содержания, дети работают на каждом занятии с наглядными пособиями, мелким счётным и другим материалом.

Основная форма работы по формированию элементарных математических представлений – занятия. Л. С. Метлина всегда чётко указывает цель занятия, перечень наглядных пособий.

 По этой методике можно самому педагогу планировать занятия, учитывая степень подготовленности детей, изменять или уточнять цели, содержание. В конспектах указаны только образовательные задачи. В пособии точно регламентируется число упражнений, которые, дети выполняют на занятии. Это даёт право воспитателю действовать в зависимости от реальных условий. В пособии дано меньшее количество занятий, чем их должно быть проведено в течение года. Это оставляет педагогу некоторый резерв времени, которое он может использовать по своему усмотрению, для уточнения и закрепления программного материала.

Заключение

В «От рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А. задачи распределены по формированию детьми количества, величины, формы, ориентировки во времени и в пространстве. Чем она очень удобна, в ней говорится, что ребенка трех лет нужно учить различать понятия «много», «один», учить понимать вопросы «поровну ли?», « чего больше, меньше?». Учить детей сравнивать предметы контрастных размеров; различать геометрические фигуры; учить ориентироваться в расположении частей своего тела; ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер. Программы « Радуга» и «Детство», как мы видим, дают уже задачи обобщенно. Такие как у «Радуги»: учить понимать слова, выражающие контрастные качества, выделять признаки и свойства предметов, классифицировать, строить ряды по убыванию и возрастанию выраженности признака. У программы «Детство»: способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий и развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.

При анализе ведущих программ  воспитания и обучения в детском саду можно сделать вывод, что задачи по формированию элементарных математических представлений наиболее полно раскрываются в программе под редакцией  Васильевой М.А., чем в «Радуге» или в « Детстве».

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных   отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие ребенка.

 Дочисловой период обучения является пропедевтическим не только для обучения счету. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, справа, слева), а также во времени. Правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Количество

В младшем  дошкольном возрасте детей учат сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много предметов, выражать результаты определения в речи, понимать и использовать в речи слова: столько – сколько, поровну, больше, меньше; называть числительное по порядку в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.

Величина

 В процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) детей четвертого года жизни учат различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Именно в этой группе детей учат обследовать величину предметов на зрение, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее – короче, равными по длине).

Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т.е. словами используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позволяющие дать точную характеристику различия предметов по одному из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (или по длине, или по ширине, или по высоте),  и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине.

Геометрические фигуры

Для ребёнка как, в прочем и для взрослого, геометрический фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Детей учат сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать – значит находить среди других.

Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне), необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребёнок нашёл круг, необходимо осязательно – двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры.

Вначале ребёнок воспринимает каждую фигуру обособлено, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету и по величине.

Закреплять представление детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии можно в различных играх и игровых упражнениях.

Ориентировка в пространстве.

Дети четвёртого года жизни ориентируются на основе, так называемой чувственной системы отсчёта, то есть по сторонам собственного тела. Поэтому предлагается учить различать левую и правую руки, направления от себя: вперёд (впереди), назад (позади), вверху, внизу. Развиваются пространственные представления у детей младшего возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях.

В начале учебного года надо проверить, знают ли малыши названия частей своего тела, лица. Только после этого можно учить их определять направление, ориентируясь от себя. Например, вперёд – значит лицом ко мне, а сзади – значит за спиной и так далее.

Ориентировка во времени.

В младшей группе уточняют представления детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши изучают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали зарядку, умылись, теперь будем завтракать». Или «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь? »

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утором? Днем?» или «А когда ты играешь? Гуляешь? Спишь?». Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем, или вечером.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

       Выполнение программных математических задач в логопедической группе обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения.

    Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя. [19]

   Таким образом, комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей логопедической группы и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.


14 комментариев

  1. Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
    В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. На сегодня задача формирования математического развития рассматривается в дошкольной педагогике как некое условие развития личности ребенка. Обучение математике в дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире

  2. В театрализованной деят-ти также используются методы для развития математ-х способностей дошкольников.Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их(кук.театр,теневой,настольный театр)В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».У детей уже с самого раннего детства на слуху понятия о числах, цифрах и количестве,которые должны далее развиваться в старших группах.

    К музыкально-театрализ.деят-ти относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала способствуют развитию познавательной деят-ти детей: аналитическое восприятие,устойчивое внимание,память,речь,пространственное воображение.В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания,умения и навыки.Причём всё это происходит в обстановке,которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.Музыка,песни,стихи,красочные пособия и различные атрибуты доставляют детям радость,развивают эстетические чувства.

  3. Работая с детьми раннего возраста передо мной стоит задача сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения и научить детей действовать с предметами.С целью закреплений понятий «один, много, мало», использую народные игрушки (матрешки, неваляшки, деревянные ложки, башенки), пальчиковые игры, подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций. Обращаю внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.
    Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обращаю внимание на размер предметов. Например, показываю большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорю: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, я передаю ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов использую игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать. Показываю, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываю шарик на шарик, а из кубиков можно. Прошу ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы использую прием обведения контура предмета пальцем ребенка.
    Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

  4. Математика одна из немногих дисциплин, которая охватывает разные стороны личности детей. В процессе формирования элементарных математических представлений и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление. Это становится действенным, если при постановке занятий, учитывается периодичность и последовательность развития познавательных процессов у ребёнка, в зависимости от психофизического развития каждого ребёнка.

  5. Данная тема актуальна, т.к. формирование математических способностей сопровождает все режимные моменты. В своей работе мы используем программу Н.В. Нищевой, пользуемся разработанными конспектами. Но часто добавляем в конспекты физкультминутки , пальчиковую гимнастику, задания на знакомство с цифрами, на соотнесения числа предметов с цифрой. В данной программе нравятся игровые упражнения на развитие конструктивных навыков.

  6. Я в своей работе по формированию элементарных математических представлений использую программу Н.В.Нищевой. Мне она очень нравится разнообразием игр и упражнений. кроме того и это самое главное, программа адаптированна для работы с детьми с ОНР (ТНР). Считаю, что, работая в группах компенсирующей направленности, это самая актуальная программа. Образовательный материал представлен в доступной и интересной для детей форме. Конечно, какие- то темы приходится добавлять, в соответствии с лексическими темами нашего детского сада и степенью усвоения материала детьми, но в целом порекомендовала бы всем.

  7. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
    Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься математикой. В этом нам помогает программа В. П. Новиковой. Она интересна тем, что в ней занятия проводятся в занимательной игровой форме. Переход от одной
    темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по
    тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. В пособии также предложены интересные способы взаимодействия с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс.

  8. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
    Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься математикой. В этом нам помогает программа В. П. Новиковой. Она интересна тем, что в ней занятия проводятся в занимательной игровой форме. Переход от одной
    темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по
    тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. В пособии также предложены интересные способы взаимодействия с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс.

  9. Тема очень актуальна. Я в своей работе по математике использую программу Н.В.Нищевой. Эта программа хорошо доступна детям .Занятия проходят в форме игры и дети не чувствуют усталости,они с удовольствием выполняют предложенные им задания.

  10. По формированию элементарных математических представлений использую программу Н.В.Нищевой. Конспекты полностью соответствуют требованиям ФГОС, даны рекомендации по организации предметно-развивающей среды, представлен план-программа по периодам. Каждое занятие составлено по лексической теме, по литературным произведениям очень грамотно и продумано.
    На мой взгляд — это действительно один из самых лучших вариантов пособий по математике для детей с ОНР.

  11. Особенно математика важна для развития ребенка! Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед! Дает огромный толчок для умственного развития.
    Математическое развитие ребёнка- это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.Наша задача- развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребёнка.В этом нам помогает программа В. П. Новиковой.Занятия проводятся в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют предложенные задания.

  12. В своей работе я использую программу Н.В. Нищевой «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». Автор программы предлагает развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности — рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, творческое воображение. А особый акцент делается на развитие речевой и мыслительной деятельности, что является обязательным условием успешности занятия в группе компенсирующей направленности.

  13. В настоящее время существует много образовательных программ по формированию элементарных математических представлений, и каждая из них имеет свои плюсы. В своей работе в этом направлении я использую программу И.В. Нищевой.
    К данной программе разработано медодическок пособие. В пособии представлены конспекты занятий воспитателя по развитию математических представлений у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста. К пособию выпушены рабочие тетради «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет)» и «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет)». На мой взгляд, представленные в пособии конспекты, грамотно построены, подробные, интересные и содержательные.

  14. Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?