Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы.
Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет ?
Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет. Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику.
К математическим способностям относится:
-Способность обобщения математического материала.
-Умение видеть общее у разных предметов.
-Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
-Пользоваться числами и знаками.
-Логическое мышление.
-Способность ребенка мыслить абстрактными структурами.
-Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
-Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
-Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
-Развитая математическая память.
-Способность использовать полученные знания в различных ситуациях. -Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».
Каким образом формируются математические способности.
Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма.
Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:
-Познание: ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
-Применение: применяет новые знания в самостоятельной игре;
-Закрепление: возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
-Применение: использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
-Расширение: происходит расширение знания о предмете или способности;
— Применение: ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
— Адаптация: знание переносится из игровой ситуации в жизнь.
Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях. В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте ребенка поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.
Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете. Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится; В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким; Помните о длительности занятий для разного возраста. Если ребенок до 4-х лет потерял интерес к предмету через 5 минут, то это нормально. Так как в этом возрасте ему сложно долго концентрироваться на одном предмете. Попробуйте вводить в занятие по одному элементу за раз. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Как развивать математическое мышление?
- Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за».
Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму. Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д.
2. Изучите понятие множества предметов Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек. Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять.
3. Важно обучить ребенка простым геометрическим фигурам.
Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета. Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя. Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов. Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.). Можно использовать пластилин и другие материалы, позволяющие создавать различные формы. Попросите нарисовать ряд фигур разного типа, посчитайте их вместе с ребенком. Спросите, каких фигур много, а каких мало. На прогулке с ребенком обратите внимание на форму домов, лавочек, машин и т.д. Покажите, как сочетание различных фигур между собой может создавать новые и знакомые предметы.
4. Умение ориентироваться в пространстве и классифицировать предметы позволяет научить измерению размера предмета. Сначала попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения. Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета. Также их можно использовать как наглядный материал при работе с книгами (отложить палочку по количеству героев), изучении геометрических фигур (ребенок может выложить палочками нужную фигуру) и т.д.
5. Количественные измерения.
После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста по определенной системе.
6. Сложение и вычитание.
Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.
7. Деление.
Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех.
Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей.
Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения. При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак; предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати.
Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3. Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции; спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов.
Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.
Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике?
Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами; магнитная или меловая доска; часы со стрелкой и весы; палочки для счета; конструкторы и головоломки; шашки и шахматы; лото и домино; настольные игры; книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции; методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.
Источник Kukuriku — Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/obuchenie/matematika/varianty-razvitiya-matematicheskix-sposobnostej-u-detej/.
Спасибо за интересную , познавательную статью.
Так как мы вынуждены из за сложившейся ситуации находится дома,данная информация нам очень полезна и необходима.Прекрасная организация дистанционных занятий, высококвалифицированные и внимательные воспитатели.
Спасибо большое!!
Спасибо за содержательную и полезную статью.
Добрый вечер! Очень интересная и познавательная статья.
Обязательно будем применять полученную информацию в повседневной жизни для развития своего ребенка. .
Спасибо за информацию!!Будьте здоровы!!
Доброе утро! Очень полезная информация ? спасибо большое,в занятиях с ребенком будем применять эти рекомендации ?
Спасибо за статью, обязательно применим полученную информацию.