ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Как приятно слушать слова русской народной песни, правда? И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки…
Сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог – обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие «родина», «Россия»…. Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно.
С помощью музыкального фольклора можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка. Применяя различные методы обучения, хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.
Сам по себе музыкальный фольклор – явление необычное, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на простых народных инструментах.
Общепризнанно, что народный фольклор состоит из четырех основных направлений: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты.
И в каждой области решаются свои задачи.
Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки. Основная задача здесь – научить детей исполнять песни ритмично.
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Частью общего музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада является народное творчество, в котором уделяется внимание фольклору, т.е. знакомству с народной музыкой, традициями, праздниками, обычаями народа. Детский фольклор необходим в работе музыкального руководителя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений разных национальностей.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
В работе с детьми я использую следующие способы и методы ознакомления детей с фольклором: словесный, наглядный, практический.
При ознакомлении детей с фольклором я использую слушание и исполнение народной музыки, народных песен, использую аудиозаписи народных мелодий и песен. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности словесного метода и в музыкальном воспитании. В качестве зрительной наглядности при ознакомлении с фольклором я использую: народные игрушки (в том числе музыкальные), которые применяю для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить детскую фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с народными музыкальными инструментами и обрядами, праздниками т. д.
С русскими народными песнями и мелодиями начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Они, для детей в возрасте от года до трех лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребенка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.
Используются такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д., Основываясь на своем опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.
Праздники – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Так, постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно, влияние музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей будет способствовать успешному развитию в будущем и стать нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
В перспективе планирую продолжать работу в данном направлении.
Действительно, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес детей к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, непринужденно с пользой для здоровья.
Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Это наша жизнь.
Тема очень актуальна в наше современное время. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков и имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка, в отличие от современной популярной, создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей.
Используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – народное творчество. Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт с ребенком. Использование в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста потешек, сказок, народных песенок, загадок и др. жанров, обеспечивает приобщение детей к элементам народной культуры, освоению родного языка, воспитывает чувство любви к народу, Родине.
Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству.
Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетике, элементы народной мудрости. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку.
Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира, воспитывают любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В. В. Путин.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью легко устанавливается с детьми эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Спасибо за интересную и познавательную статью. Используя музыкальный фольклор, мы расширяем кругозор детей, формируем у них любовь и уважение к народным традициям, развиваем творческие способности.
Музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью легко устанавливается с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм : потешек, прибауток, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, которые не только помогают установить контакт ребенка со взрослым, но и развивают речь ребенка
Используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.
Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд (воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности, принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Для развития коммуникации дошкольников является систематическое использование ярких притягательных фольклорных произведений. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким детям, необходимо не только им, но и взрослым. Через него мы можем выразить свою любовь, нежность и заботу.