«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков.
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
В основе патриотического воспитания лежит ценность Родины. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Для воспитания юных патриотов мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряем инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. В настоящее время наиболее актуальны и приемлемы интерактивные формы воспитательной работы, которые позволяют проявить детям свои творческие способности.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивный – взаимодействующий или находящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или с кем-либо.
Формы организации интерактивного взаимодействия:
- Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
- Парная (задание выполняется в паре);
- Групповая (задание выполняется в подгруппах);
- Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
- Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Для дошкольников наиболее подходящим методом обучения является интерактивная игра. Методики проведения этих игр способствуют развитию познавательной деятельности, навыков критического мышления, самостоятельности в поиске решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.
Алгоритм проведения интерактивной игры с дошкольниками:
- Мотивация участников игры.
- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Ознакомление с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
- Информация о правилах игры, четкие инструкции.
- Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
- Подведение итогов игры. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей детей:
- Младшая группа: игра в парах, «детский круг»,
- Средняя группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
- Старшая группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках), «аквариум»;
- Подготовительная к школе группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.
«Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка». Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Карусель». Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
«Интервью». На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках). В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум». Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
«Большой круг». Технология «Большой круг» – это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
«Дерево знаний». Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Кейс-технологии:
- метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн).
Интерактивность ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе обучения. Место воспитателя на интерактивных занятиях, сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Воспитатель разрабатывает план занятия, обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал.
Использование интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе активизирует познавательную деятельность детей, создаёт необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Рекомендую педагогам использовать в своей деятельности интерактивные методы и приемы, описанные воспитателями Кинжаловой И.В. и Куркиной Е.Л..
Интересный прием, который позволяет: 1) активизировать активность каждого ребёнка, 2) развивать межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создаётся ситуация успеха, 3) эмоционально окрасить воспитательно-образовательный процесс, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения. Спасибо коллеги за полезный материал!
Благодаря использованию интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дети поднимаются на более высокую ступень развития в соответствии с показателями уровней патриотической воспитанности. Наиболее сильное воздействие игры оказывают на формирование у детей представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры, интерес к предметам быта, его отношением к природе, труду, любви к Родине.
Спасибо за интересный материал !
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Работа по воспитанию у детей патриотических чувств, осуществляющая через интерактивные игры, наиболее интересна детям. Интерактивные игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Спасибо за точное и емкое сообщение.
В интерактивной игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Использование таких технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Материал очень полезный. Спасибо, коллеги!
В своей работе с детьми старших и подготовительных групп мы используем «Интерактивный театр» — это небольшие спектакли, яркие, весёлые, музыкальные представления с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и взаимодействуют со зрителями, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Дети-зрители могут включаться в игру: отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы, давать советы, перевоплощаться в тот или иной образ.
Благодаря интерактивным играм у детей формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Спасибо за интересный материал.
Интерактивная игра обучает детей в действии, этот процесс требует полной отдачи, задействует все умения и навыки. Ц Интерактивные игры– могут изменить или улучшить модели поведения детей, развить познавательную сферу, логическое мышление, слуховое внимание, речевую активность, повысить интерес к учебе и многое другое.
Спасибо за полезный материал!
Используя интерактивные приемы в работе с дошкольниками,мы воспитываем в детях чувство любви к своей Родине,формируем чувство гордости за малую Родину,за людей живущих на ней.Интерактивные игры обеспечивают высокую мотивацию,творчество,фантазию,свободу самовыражения,взаимоуважение,коммуникабельность. Данный материал является нужным и актуальным.Он будет востребован мною в работе с детьми.Спасибо,коллеги!
Спасибо коллегам за очень интересный материал и подборку игр. В своей работе мы тоже используем различные интерактивные игры. Это способствует развитию интереса детей к жизни народов России, к их истории и культуре, воспитанию патриотических чувств и любви к Родине. Детям очень нравятся такие игры они вызывают у них повышенный интерес.
Цель интерактивных игр состоит в создании комфортных условий обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того как обучение закончится.
Хочу поблагодарить коллег за интересный и познавательный материал! Спасибо!
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины. Предложенные интерактивные игры хорошо помогают раскрыть интерес ребенка к культуре и жизни народов своей Родины.
Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях и повышают мотивацию у детей к процессу обучения, развивают творческие способности. С помощью интерактивных игр можно закрепить любую пройденную тему. Также их можно использовать не только на занятиях, но и в свободное время.
Интересная и полезная статья. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, а через интерактивные игры получить результат проще и доступнее. А. С. Макаренко писал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Спасибо за практичный материал, который может использовать каждый.
Не секрет, что обучающиеся в любом возрасте с интересом играют в игры, в дошкольном и младшем школьном возрасте игра является одним из ведущих видов деятельности. Для старших школьников образовательные интерактивные игры и квесты – способ повысить мотивацию к обучению.
Использование интерактивных методов и приёмов в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста развивает: правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Спасибо большое за информативный и полезный материал.
Спасибо большое за данный полезный материал, за алгоритм проведения интерактивной игры с дошкольниками! Много интерактивных игры можно найти в сети интернет, но лучше когда педагог сам составит игру. Поставит цель и задачи, подберет именно тот материал, который ему нужен в данной игре. Благодаря этим играм дети взаимодействуют, находятся в режиме беседы, диалога с игровыми персонажами. У детей формируется правильное отношение к общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
Благодарю за интересную статью, очень познавательно, про интерактивные игры которые, позволят формировать ценностные ориентации и нравственные качества ребенка и поможет закрепить такие качества как доброта, сострадание, любовь к Родине, месту, где вырос. Формирование патриотических
чувств, гражданственности поможет научить их любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт и привести к успешной социализации в жизни.
Большое спасибо, очень интересный материал. Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.