Главная » Роль развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в формировании социально-коммуникативной грамотности

Роль развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в формировании социально-коммуникативной грамотности

Предметно-пространственная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка.

Современный детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка. Это место, где ребёнок получает опыт  эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Предметно-пространственная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребёнок  в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие.

Какова все-таки роль развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в формировании социально-коммуникативной грамотности?

Во-первых, РППС вызывает у детей чувство радости и эмоционально-положительного отношения к детскому саду.

Во-вторых, создаёт специальное игровое пространство, в котором дети могут вступать во взаимоотношения и активно усваивать нормы и правила общества.

В-третьих, способствует развитию речевых навыков воспитанников. Ребёнок может проявить инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, общаться с взрослыми и сверстниками.

Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал. РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания, создано разное пространство для игр мальчиков и девочек. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть бытовая техника, посуда, куклы, мебель, коляска, наборы крупной мебели и мелкой для игр на столе, одежда; уголок «Салон красоты», где девочки могут попробовать себя в роли парикмахера; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Доктор», «Аптека», «Семья», «Кафе». Играя в сюжетно-ролевые игры дети учатся общаться с взрослыми  и сверстниками.

Зона игр для мальчиков насыщена различными инструментами, есть «Автомастерская», наборы солдатиков. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из  строительного материала.

Это конструкторы из разного материала (пластмассовые, деревянные, металлические, напольные и настольные, схемы, образцы, альбомы).  Здесь же имеются модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, которые мальчики используют в играх со строительным материалом, фигурки людей и животных. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет наличие в группе патриотического уголка, что способствует формированию культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности дошкольника. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Групповой сплоченности, формированию внимательного отношения к сверстникам служит ковер дружбы. На нем создается «рефлексивный круг», где происходят утренние приветствия, анализ добрых и полезных дел.

В процессе общения между детьми нередко возникают ссоры. Для того чтобы научить детей использовать разные способы разрешения конфликтов, примирения после ссоры мы используем такие приемы, как мирилки,  стульчики дружбы, коврик мира. При использовании этих средств важно поощрять самостоятельность детей: например, они сами берут коврик, раскладывают его и обсуждают обиды. Либо предлагают помириться поссорившимся ребятам с помощью коврика.

В беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе, воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

Для этого нами подобраны и проводятся с детьми различные игры:

  • на развитие коммуникативных способностей;
  • на развитие эмоционально-нравственной сферы
  • развитие навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • на преодоление негативных эмоций, гнева, снятия напряжения.

Например, игра “Комплименты” позволяет развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, игра «Солнечные лучики» — снять эмоциональное и физическое напряжение.

Для центра экспериментирования и исследования вместе с детьми  собрали шишки,  засушили гербарий. Играя в этом центре, у дошкольников формируется умение отвечать на вопросы, самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Также, в своей работе мы используем для игры и самостоятельных и активных форм обучения макеты, изготовленные своими руками. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макет – результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. В нашей группе изготовлены макеты на тему:  «Русская изба», «Макет перекрестка», «Ракета», «Солнечная система», «Огород на подоконнике»

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности. Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Еще  в своей работе мы используем  интересное и  познавательное  пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. В группе имеются лэпбуки по теме: «Времена года»,  «Экология», «Финансовая грамотность», «ПДД», «Россия: тогда и сейчас», День народного Единства», «Моя Родина – Россия», «Блокада Ленинграда», «Герои СВО». Также мы изготовили образовательные рюкзачки и 3D альбомы. Все это мы используем как при индивидуальной работе, так и в групповой работе с детьми. В результате работы с этими пособиями  дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения; становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, предметно-развивающая среда является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников, их социализации и выполняет важную роль в формировании социально-коммуникативной грамотности.


3 комментария

  1. Материал очень обширный, интересный и доступный для восприятия детей. Спасибо за познавательный материал. Предметно-развивающая среда — это очень важная составляющая для развития наших детей. Она обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, а также среда должна быть безопасной. Спасибо за практико-ориентированный ликбез.

  2. Спасибо за интересный и познавательный материал. Можно многое взять и применять в своей работе. Развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду. Она обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует как интеллектуальному развитию так и физическому. Способствует самореализации ребенка в разных видах деятельности.

  3. Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Марина Ивановна и Татьяна Юрьевна, спасибо за интересный и полезный материал. Творческих успехов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?