Еще в 4 веке до нашей эры греческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа говорил о том, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Сегодня общество и экономика делают запрос на функционально грамотных специалистов. Одним из видов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, предпосылки которой закладываются именно в дошкольном детстве.
Естественно-научная грамотность в контексте ФОП ДО выражается в способности ребёнка использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Некоторые задачи формирования естественно-научной грамотности по ФОП ДО:
– развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
– формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;
– расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни в разные сезоны года, их потребностях;
– учить группировать объекты живой природы;
– учить детей использовать приёмы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;
– знакомить с сезонными изменениями в природе и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.
Реализовав эти задачи, педагог сможет сформировать у дошкольников следующие компетенции:
1) способность объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний;
2) способность применять методы естественнонаучного исследования;
3) способность интерпретировать данные и использовать их для выводов и выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Для формирования естественно-научных представлений в рамках ФОП ДО используются, например, такие методы и формы работы с воспитанниками: наблюдения, экспериментирование, экскурсии, беседы, экологические проекты, участие совместно с родителями в различных экологических акциях.
Также большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Например, это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе.
Предлагаю рассмотреть компоненты естественно-научной грамотности:
Первый компонент:
Способность объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний.
- Умение называть, объяснять, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами можно развивать через использование технологий:
а) проблемного обучения.
Задача: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
б) «Путешествие по карте».
Задача: расширить представления о культурных памятниках, развивать внимательность.
Детям предлагается по три карточки, на одной из которой изображен памятник культуры другой страны (например, Московский Кремль, Сызранский Кремль, Статуя Свободы). Ребенок должен убрать то, чего в России нет.
Работа с картой: с помощью воспитателя показать на карте страны, где расположены эти культурные памятники.
в) Корректурные таблицы — это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек, заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются «считывать» зрительный образ напечатанного слова. А так же описывать явления, сравнивать, объяснять.
г) Триз (теория решения изобретательских задач)
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»
Ответы детей: (На черного зайца легче охотитьcя лиcе… Оcобенно его хорошо видно на cнегу…Теперь ему только под землей надо жить…Или там, где вообще нет cнега, а только черная земля… А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить c людьми, чтобы они заботилиcь о нем, охраняли его…)
2.Умение прогнозировать и объяснять изменение предметов можно посредством технологии:
а) моделирования:
Предметные модели, например, воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб.
Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д. Например, можно вести календарь погоды.
Второй компонент: Способность применять методы естественно-научного исследования:
- Умения выявлять вопросы и решать проблемы можно развивать через следующие методы:
а) метод эксперимента. Например, в опытно-экспериментальной деятельности о свойствах воды, когда мы показываем детям, как соль растворяется в воде, необходимо от практического опыта перейти к вопросам, к мысленному эксперименту («Растворяется ли песок в воде, бензин?», «Что будет если помыть машину в речке?» и др.), тем самым мы подводим детей к глубокой взаимосвязи полученных знаний с реальной жизнью, с теми ситуациями, которые в этой реальной жизни встречаются, в данном случае – к экологическим проблемам.
б) метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Например:
- Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?
- Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
- Как можно определить время, если нет часов?
в) метод кейс-технологий – комплексные практико-ориентированные задания
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.
При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
2.Способность сбора информации из разных источников о естественно-научных явлениях:
а) технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь».
Для проведения занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования» по технологии А.И. Савенкова.
б) метод проектов — отлично поможет педагогу.
Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:
- Выделение и постановка проблемы.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка исследовательского проекта.
- Защита исследовательского проекта.
Немаловажную роль в формировании предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников, играет использование в работе театрализованной деятельности. Театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Используя экологические постановки, решаются следующие задачи:
-привлечение внимания к проблемам окружающей среды;
— развитие творческих способностей;
— вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
Для формирования естественно-научных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие – высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
Третье условие – обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Четвертое условие – обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Таким образом, формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность использования новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.
При формировании предпосылок естественно-научной грамотности не нужно забывать и о формировании предпосылок экологической грамотности. И одним из эффективных способов для этого является познавательно-исследовательская деятельность. Успеха всем в работе по данному направлению.
Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети имеют возможность раскрыть тайны природы, уточнять знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы.
Детям дошкольного возраста, очень нравится узнавать что-то новое. Экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности. Где дети могут потрогать, увидеть, ощутить, получить массу эмоций от разнообразных экспериментов. Попробовать самостоятельно провести опыт. Это всегда незабываемое впечатление для детей. Спасибо за интересную статью.
Предпосылки естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста выражаются в способности ребёнка использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Автор подробно описал как формировать предпосылки естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста.
Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, познают окружающий мир с помощью собственных ощущений. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышает познавательную активность детей. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности дает детям возможность узнать о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.
Развитие естественно — научной грамотности у дошкольников в детском саду закладывает базовые знания и формирует целостную картину мира. Это поможет детям понимать окружающий мир и те изменения, которые вносит в него деятельность человека, а также принимать соответствующие решения.
Кроме того, развитие естественно -научных представлений способствует развитию детского мышления и любознательности
Формирование предпосылок естественно- научной грамотности у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их познавательном развитии.В этом возрасте дети стремятся к исследованию окружающего мира через практическое взаимодействие с природой и окружающей средой.Наблюдения за природой, эксперименты с водой,песком помогают детям понять причинно-следственные связи,изменения, превращения.Такие активности развивают у детей навыки наблюдения, анализа и логического мышления.
Естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Педагогу требуется обновить подход в работе с дошкольниками таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях: быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели.