Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования. Решить данную задачу помогает формирование у детей полезных привычек, а именно привычки здорового образа жизни.
Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.
Зачем нужны полезные привычки?
Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная привычка. К примеру: вы не любите заниматься спортом, значит, свободное время позволяете себе бездействовать перед телевизором. К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. А вот формирование полезных навыков – долгий и кропотливый процесс, требующий самоконтроля и волевых усилий, предполагает упорство и настойчивость.
При формирования привычки здорового образа жизни особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки,
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
- бережное отношение к окружающей среде, к природе
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)
- формирование понятия «не вреди себе сам».
Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример взрослых и использование мотивационного материала.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации:
1. Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).
2. Внутренняя мотивация – (положительная или отрицательная).
Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.
Метод — способ воздействия или способ передачи знаний.
Приём – вариант применения данного метода.
1. Словесные методы: беседа; разговор, чтение, рассказывание стихотворений, обсуждение картинки.
2. Наглядные методы: показ игрушек, предметов, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов и картин, показ образца, использование кукольного театра, фланелеграфа, диафильмы.
3. Практические методы: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребёнка, выполнение поручений.
4. Игровые методы: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
В нашем детском саду для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми педагоги используют алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу, алгоритм раздевания перед сном.
В образовательной деятельности проводятся беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота — залог здоровья», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней», «Овощи и фрукты — полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта».
Совместно с воспитателями дети выполняют следующие ситуационные задания: «Составь режим дня для малышей» (своего маленького братика, сестренки); «Придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды»; «Выбери, какие из этих продуктов самые полезные»; «Уложи свою куклу спать»; «Одень куклу на прогулку»; «Покажи, что ты любишь делать на занятиях по физкультуре».
По данной теме подобрана детская художественная литература: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организуются сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада».
Для закрепления знаний о здоровом образе жизни детям предлагаются дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Помоги Денису», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень Аню на прогулку», «Здоровый — нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Маршрут здоровья».
Хорошей мотивацией является проведение в ДОО «Дня здоровья», «Спартакиады», «Малых олимпийских игр», спортивных развлечений и досугов.
Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.
В ходе работы в данном направлении дети приучаются к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводятся к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.
Большое значение для здоровья детей дошкольного возраста имеет организация полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песни, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, на прогулке педагоги используют разные виды деятельности.
В группе создается развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности дошкольников. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, удовлетворения потребности детей в двигательной активности в группах оборудован двигательный центр. Данный центр содержит физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, дидактические игры по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению режима дня и правил личной гигиены.
Правильное воспитание детей — это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки – это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка.Работа по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни – это своего рода фундамент будущего здоровья детей. Поэтому эта работа должна проводиться постоянно и непрерывно как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Привычка к здоровому образу жизни — это важная, одна из основных привычек; она подразумевает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому детский сад и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Как в семье, так и в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровому образу жизни способствует благоприятная психологическая обстановка в семье и детском саду. Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства.
Здоровье – это то, что желает для себя каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Ведение здорового образа жизни необходимо каждому человеку еще с
малых лет. Дошкольный возраст – сензитивный период для образования
здоровьесберегающих привычек, так как именно в дошкольном возрасте
закладываются зачатки будущей личности. Происходит познание мира,
формирование мировоззрения ребенка, а также закладываются те привычки
и черты характера, которые будут сопровождать человека всю его жизнь.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой, спортивными и закаливающими мероприятиями.
Привычка — вторая натура. Многие из них мы приобретаем в детстве и проносим через всю жизнь. Поэтому так важно привить ребенку здоровый стиль жизни на ранних этапах и подкрепить его собственным примером. «Учи показом, а не рассказом», — говорили в древности.
Не возможно не согласиться с тем, что для формирования у детей ценностей здорового образа жизни, необходимо воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.
Правильное воспитание детей — это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки — это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.
Формирование привычек у детей должно происходить постепенно. Лучше сконцентрироваться на необходимом минимуме и отработать 2–3 навыка, а потом переходить к следующим, иначе эффективность усилий снизится.
Сложившиеся социальные условия, научно-технический прогресс не способствуют сохранению здоровья. Однако возможно противостоять вредным влияниям, стоит только изменить образ жизни, свои привычки, и человек сможет чувствовать себя здоровым.Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
С автором статьи полностью согласна. Начиная с ранних лет жизни ребенка формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, могут стать прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Формирование мотивации в потребности к здоровому образу жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную и совместную деятельность.
Формирование полезных привычек – долгий и кропотливый процесс, требующий самоконтроля и волевых усилий. Но без этого невозможно изменить жизнь в лучшую сторону. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит взрослым – родителям и педагогам. И личный пример тут важнее слов.
Формирование здоровых привычек у детей подкрепляется естественной мотивацией — если ребёнок понимает, что получит в результате, ему легче приучить себя к действию.
Необходимо объяснить , зачем нужна привычка и что она даст.Так вы покажете ребенку, почему привычка важна. Детям, особенно дошкольного возраста, сложно рисовать себе картину будущего и проводить нужные связи между действиями сейчас и результатом потом.
Очень полезная статья, материал которой можно использовать как для воспитания детей, так и для самовоспитания. Особенно понравилось утверждение что «формирование полезных навыков – долгий и кропотливый процесс, требующий самоконтроля и волевых усилий»
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Использование видеоматериалов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит взрослым – родителям и педагогам. И личный пример тут важнее слов.