Главная » «Развитие познавательно-исследовательской активности детей в старшей группе»

«Развитие познавательно-исследовательской активности детей в старшей группе»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это
сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных
процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения),
которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в
окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот
возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка,
которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской
активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому
преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?».
У детей 5–7 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у
младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные
процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже
переутомляются. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках
и во время проведения опытов.
Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и
инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы
действий для практической работы.
Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте
5–7 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты
действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи,
ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников
привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные
события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети
интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли
(динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами,
дальними континентами.
Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими
деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая
необходимые для проведения исследования.
Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится
самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде,
распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.
Для развития исследовательских способностей детей в работе со
старшими дошкольниками используем такие приемы, как:
 Познавательные и эвристические беседы. Во время обсуждения
бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения строим
общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике.
Активизируем обсуждение с использованием наглядных материалов:
плакатов, схем, иллюстраций, слайдов презентации, иллюстрированных
энциклопедий, мультфильмов, видеороликов.
 Наблюдения. Одним из видов наблюдений по ознакомлению с
природой, являются экскурсии, где в естественной обстановке мы наблюдаем
явления природы, сезонные изменения (например, найди следы осени;
почему шуршат листья, есть ли у снега защитные свойства). В ходе
наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность,
любознательность, поисковая деятельность.
 Коллекционирование. Поиск предметов и составление их в коллекцию
развивает у детей умение классифицировать. В работе используем такие
коллекции, как: «Бумага и её виды», «Виды ткани», «Пуговицы», «Ракушки»,
«Шишки».
 Опыты и эксперименты. Развитие познавательно исследовательской
активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной
особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него
они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого
объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и
явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но
и формирует измерительные навыки, умение анализировать и делать выводы;
осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой
мускулатуры.
В группе создана необходимая для проведения исследований «минилаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными
материалами. В своих опытах дети используют лупы, магниты, верёвки,
песочные часы, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмассы,
металла, резины), а также материалы:

  • природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно);
  • бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).
  • неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт
    (для проведения опытов).
    -емкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины),
    мерки, воронки.
    Постепенно «лабораторию» пополняем новыми материалами для
    экспериментирования. Подборка материала осуществляется по мере
    изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными
    материалами. Существует также подборка энциклопедической литературы,
    картинок, иллюстраций и плакатов, а также картотека игр по
    экспериментированию.
    Проведение экспериментов продолжаем и во время наблюдений на
    прогулках. Например, знакомя детей со свойствами песка, мы вместе с
    детьми подбираем формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы
    (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающиеся в реальном и
    сказочном мире. На прогулке организовываем с детьми игры на песке.
    Например, игра «Следопыты» — эта игра развивает пространственное
    воображение, она связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.
    Игра «Узоры на песке» — развивает фантазию, воображение, закрепляет
    знания о круглой, квадратной форме.
    Так же проводим кратковременные опыты: из чего состоит почва и
    почему ее нужно рыхлить; выпал снег, проверяем, как быстро он растает на
    наших ладошках, чистая получится ли вода.
    В уголке природы имеется календарь погоды, где фиксируем свои
    ежедневные наблюдения. Натуральные объекты исследования фиксируем
    способами объёмного засушивания, составлением гербария.
    В рамках трудовой деятельности проводим основную работу по
    изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и
    постепенно увеличиваем объем знаний путем экспериментов и наблюдений
    на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о
    связи между растениями и уходом человека за ними.
     Проектная деятельность. Исследовательская деятельность является
    подготовительным этапом к использованию проектной деятельности.
    Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность
    развивать у детей любознательность, инициативность, возможность
    экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему
    и самостоятельно искать нужное решение. Чаще всего детей увлекают
    исследовательские проекты. Например, проект «Игрушки наших бабушек и
    дедушек» и проект «Я с природою дружу, я природу берегу» вызвал интерес
    не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором
    информации, писали статьи и мастерили. А проект «Почему моя улица так
    называется» вызвал большой интерес у всех: и у детей, и у родителей, и у
    педагогов. Благодаря этому проекту наши воспитанники узнали об истории
    возникновения своей улицы.
    Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому
    мы постарались обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала
    развитию познавательно — исследовательской деятельности детей. Все
    групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям:
    игрушки, дидактический материал, игры. Дети могут взять бумагу, краски,
    карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых
    игр и игр-инсценировок.
    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
    нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Реализация
    поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного
    взаимодействия детского сада и семьи. Родители помогли обогатить уголок
    экспериментирования необходимыми материалами, пополнить книжный
    уголок художественной литературой и энциклопедиями, принимают
    активное участие в совместных выставках из природного и бросового
    материала. В группе проводятся различные выставки совместного
    творчества родителей и детей «Дары осени», «Новогодние фантазии».
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская
    деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной
    потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит
    самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих,
    облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой
    деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности,
    являясь одним из направлений развития детской способности быть
    исследователем

10 комментариев

  1. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.
    Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

  2. В статье представлен интересный и многообразный материал педагогов-практиков, который можно взять на вооружение и использовать в работе по развитию познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. С самого раннего возраста, познавая окружающий мир, ребенок выступает в роли исследователя. Быть исследователем — это естественное состояние ребёнка, поэтому работа в данном направлении всегда увлекательна и результативна.

  3. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

  4. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Опыты помогают развивать у детей мышление, логику, творчество, позволяют показать связи между живым и неживым в природе, приобрести новые знания о том или ином предмете или явлении. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются ребенком надолго, и главное пригодятся ему в дальнейшей жизни.

  5. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, что позволяет ему расширять и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

  6. Очень актуальная статья. Ведь роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность напрямую удовлетворить их любознательность, упорядочить представления о мире.

  7. Дети -это всегда исследователи. И каждый момент их жизни можно использовать для познания чего-то нового. Даже любой казалось бы негативный опыт можно обратить в полезный: например, сломалась машинка. И тут же подключаемся: а почему она сломалась, из чего она сделана, а если бы из другого материала была сделана, что было бы, какие же выводы следуют и т.д. Это и развивает ребенка, и расширяет его знания и учит малыша, как обращаться с разными предметами. Важно — не упустить каждый миг жизни детей.

  8. На протяжении дошкольного возраста огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

  9. Из опыта своей работы хотелось бы добавить, что одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, мы считаем метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить креативное мышление.

  10. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?