Главная » Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО

— «Давай поиграем!» — как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбе звучащему сегодня  из  уст  ребёнка.  «Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ? «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» — говорим мы часто своему ребёнку.

«Идите, играйте» — такой ответ часто можно услышать и из уст неопытных воспитателей. И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие — то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им «дарят» взрослые.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется спешащими и занятыми взрослыми, у которых вечно нет времени, бабушки и дедушки, живущие отдельно от внуков и тоже работающие, и воспитатели, далеко не все обладающие игровой культурой. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего  мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определенные   отношения.   Дети   сами   придумывают    игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты (или не разрешают — тогда игра распадается), сами создают играющие  группы,  меняют  их  состав. Игра способствует тесному общению детей,  установлению  контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинакова, и это нельзя не  учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через обучение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны воспитателя, взрослых. Они не должны навязывать свою волю, обязаны учитывать

индивидуальные особенности детей.  Замкнутым,  пассивным,  робким  не под   силу   сразу   роль   организатора,   главного,   ведущего    в    игре.   Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр.

Для возникновения правильных взаимоотношений  между  детьми  имеет значение и содержание игр, их организация.

Содержание игры должно быть нравственным  в  том  смысле, что  в  них отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей, их трудом и отдыхом.

Наиболее доброжелательные отношения складываются между детьми, симпатизирующими   друг   другу.   Тогда    общий   тон    взаимоотношений в игре доброжелательный, решение спорных вопросов происходит на справедливой основе. Дети быстро договариваются о  том,  как  будут  играть, распределяют между собой роли, уступают друг другу, делятся игрушками; когда у них возникают ссоры, они умеют их улаживать.

Недоброжелательные отношения складываются  в  группах,  где  каждый из играющих стремится  заставить  других  действовать  так, как  ему кажется нужным и интересным. Если такие дети попадают в одну группу, они ссорятся, дерутся, обижают друг друга, их игры  часто кончаются слезами, острыми конфликтами.  Очевидно,  не  следует соединять «неконтактных» детей в одной группе.

Задача воспитателя, внимательно наблюдая за детьми в играх, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных, гуманных  отношений. Для этого,  прежде  всего  надо  вдумчиво  подходить  к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей  в  игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. Маленькие «командиры» незаменимые выдумщики и организаторы игр, должны быть в каждой  группе, без них игра не состоится. Но взрослому  необходимо  следить,  чтобы эти дети не  подавляли  инициативы  других,  считались  с  играющими. Их успехи надо оценивать, возможно, более сдержанно  и  редко, но особо отмечать  проявления  с  их  стороны  чуткости  к  товарищам. Полезно такого дошкольника включить в игровую группу, в которой есть товарищи более сильные и  ловкие.  Того, кого  сейчас  в  группе почему-то не  любят,  с  кем  не  хотят  играть,  лучше  всего  включить в «нейтральную» группу, без  ярко  выраженных  симпатий;  там его скорее примут в игру, он испытает радость от того, что его приняли,

и будет стараться хотя бы первое время  быть  «терпимым»,  уступать другим.

Воспитатель должен  находить  для  каждого  такую  играющую группу, которая оказывала бы на него положительное влияние. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать установлению  правильных  товарищеских  отношений между ними

Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действия с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний. Но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно сюжетно – ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?