Главная » Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания. У детей в этом возрасте слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия.  Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка — превращать любые занятия в игру.

Работая с детьми раннего возраста, можно решить проблему сенсорного развития, вовлекая ребёнка в игру целенаправленно ориентируя его на цвет, форму, величину предметов и игрушек путём зрительного и осязательного обследования, путём использования дидактических игр и упражнений, изобразительной деятельности (рисования, аппликации, лепки), конструирования и игровой деятельности.

В игровой форме происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребёнка, основная задача которых ознакомление со свойствами предметов и накоплению представлений о форме, цвете и величине предметов.

Важность дидактических игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в интересной деятельности и не требует больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира).

Для решения этих задач в группе должны быть созданы следующие условия: создание предметно-пространственной среды; предметно-развивающая среда; совместные с воспитателем игры-занятия (по группам, подгруппам, индивидуальные); самостоятельная деятельность.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:          

Игры с предметами и игрушками используются игрушки и реальные предметы. Играя игрушками-предметами, дети учатся манипулировать с ними, сравнивать, устанавливать сходство и различие, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качествами.

Настольно-печатные игры развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, внимание.

Словесные игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.  Решают разнообразные  мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам и признакам.

В играх с предметами и игрушками для детей раннего возраста используются многочисленные варианты игр с вкладышами, матрёшками, пирамидками, башенками, шнуровками.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Игры – шнуровки развивают координацию движения рук, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями. 

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок одинаковые (две варежки, два помидора), затем игра усложняется. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить картинку, а затем определить, какой нет. Эта игра направлена на развитие памяти. Составление разрезных картинок – игра на развитие логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игрыпостроены на словах и действия играющих. Так дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес к ней. Это достигается использованием загадок, сюрпризов, считалочек. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её ход: отмечает удачные решения, подбадривает детей, вселяет в них уверенность в себе.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Игрушки следует расставить на полочках или скамеечках в разных местах комнаты, чтобы дети могли их брать и спокойно играть, не мешая друг другу.

 Яркие, красивые  игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр должен храниться в определённом месте, доступном детям для его использования.

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3см и не более 4,5см, что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов — 1см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат  и т.п.

Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении новых знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.


13 комментариев

  1. На мой взгляд, эта тема — наиболее актуальна. Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни.

  2. Основные проблемные зоны в сенсорном развитии детей 3-5 лет сосредоточены на форму, цвет, величину. Необходимо учить детей выполнять различные продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
    Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда.

  3. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств

  4. очень интересная и полезная статья, развивая детей с раннего возраста, используя различного вида игры, всегда можно получить хороший результат в сенсорном воспитание

  5. По статистике в последнее время отмечается рост нарушений сенсорно-моторной интеграции у детей не только с ОВЗ. Это тесно связано с ранним сенсорным развитием ребенка и те рекомендации, данные педагогом в статье очень значимые и актуальные. Играйте с детьми и дайте им возможность вырасти здоровыми и развитыми людьми нашей страны.

  6. Ранний возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, и самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

  7. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

  8. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

  9. Своевременное сенсорное воспитание – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

  10. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  11. Статья очень актуальна, потому что работу по развитию сенсорной сферы нужно начинать именно с раннего возраста.
    Работая с детьми с нарушением речи стараюсь включать в занятия игры и упражнения, направленные на стимуляцию всех каналов восприятия, и такой подход приносит свои результаты, делает процесс обучения более увлекательным и насыщенным, ведь слово «Интересно» — это «детское» определение сенсорной интеграции.

  12. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей.Игра имеет огромную роль в развитие сенсорных способностей детей .В дидактических же играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

  13. Статья актуальна, потому что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?