Развитие фонематического слуха
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии — нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Упражнения на развитие фонематического слуха
1. Музыкальные инструменты (различение со зрительной опорой, без зрительной опоры). Количество увеличивается.
2. Различение предметов (стакан, коробка, пластмассовый стакан).
3. 3 шарика (с горохом, крупой, фасолью).
4. Воспроизведение ритма (отхлопывание, отстукивание; со зрительной опорой и без неё).
5. Различение тембра голоса: «3 медведя», «Теремок», «Колобок» (кто говорит); Игра «Мама и детёныши».
5.1. Взрослый предлагает определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети в лесу: АУ!
Тихо: АУ!
Лает собака: АВ! (громко)
АВ-АВ! (тихо)
Мяучет кошка, мычит корова, поёт петух, квакают лягушки, каркают вороны, блеет овечка.
5.2. Воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциольнальной окраски одного и того же звука:
А – плачет, кричит.
А – показывают горло врачу.
А – поёт певица.
А – качают малыша.
А – девочка укололась иголкой.
О – удивилась мама.
О – стонет бабушка.
О – поёт певица.
О – потягивается папа.
О – кричит охотник в лесу.
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
У – плачет мальчик.
6. Игра «Подними карточку», если услышишь неправильное слово – поднимай красную карточку, правильное – зелёную.
Ватман, паман, банам, банан;
Ваван, даван, баван, диван;
Айбом, аньбом, альбом, авьбом.
7. «Лишнее слово»:
Канава – канава – какао – канава;
Ком – кот – ком – ком;
Утёнок – котёнок – утёнок– утёнок;
Будка – будка – буква – будка;
Винт – винт – винт – бинт;
Буфет – буфет – букет – буфет.
8. Выбрать слово, непохожее по звуковому составу:
1) – бак – бак – так – банан;
– лимон – вагон – кот – батон;
– мак – бак – веник – рак;
– каток – дом – молоток – полок.
2) Мак – бак – так – банан.
Сом – ком – тон – индюк.
Мак – бак – веник – рак.
Совок – гном – веник – каток.
Пятка – ватка – лимон – кадка.
Ветка – диван – клетка – сетка.
Каток – дом – моток – поток.
3) Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.
Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.
Я в походе БЫЛ, в барабан я бил.
Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.
Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.
Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Фонематический слух необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие речевые звуки и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков.