Главная » «Когнитивные методики, направленные на коррекцию различных нарушений в развитии ребёнка»

«Когнитивные методики, направленные на коррекцию различных нарушений в развитии ребёнка»

Современное общество столкнулось с феноменом повсеместного снижения норм психического развития детей, обилием дисфункций детского организма. Нейропсихологическая коррекция детей – это работа с различными формами дизонтогенеза. Важным условием положительного эффекта коррекционной работы является ее своевременность. Трудности в развитии, обучении и поведении с помощью нейропсихологических методов можно преодолеть в возрастном периоде от 3 до 13 лет. Такой результат может стать возможным благодаря высокой пластичности мозга человека.

В настоящее время существует много различных методов в нейропсихологии, хотелось бы остановиться подробнее на некоторых из них.

Одним из наиболее эффективных метод замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, С.О.Умрихин, А.А.Цыганок и др), основан на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. Его цель – развитие всех высших психических функций при помощи воздействия на сенсомоторный уровень.

Еще одним нейропсихологическим методом, уже заслужившим признание у специалистов, работающих с детьми, является «Гимнастика мозга». Цель метода – посредством восстановления нарушенных межполушарных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» был разработан Полом и Гейлом Деннисон. Сущность метода основана на идее о том, что сенсомоторное развитие напрямую связано с умственным. Выполняя простые движения, мы стимулируем или запускаем эффективную работу мозга, решая интеллектуальные задачи, выстраивается эмоциональное равновесие, снимается стресс. Эффективность использования упражнений можно наблюдать в достаточно быстрый промежуток времени. Поэтому их так удобно применять в качестве утренней гимнастики не только детям, но взрослым, или перед ответственным мероприятием, выступлением.

Упражнения делятся на четыре группы:

1.Движения, пересекающие срединную линию тела. Эти упражнения интегрируют полушария мозга, развивают бинокулярное зрение, бинакулярный слух и координацию двух рук.

  1. Энергетизирующие упражнения (способствуют передаче нейронных сигналов между мозгом и остальным телом). Выполнение таких специальных движений поможет улучшить эмоциональное состояние, наладить отношения с окружающими, самоорганизоваться и действовать решительно в трудных ситуациях.
  2. Растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление основных групп мышц и сухожилий и, следовательно, эффективны в снижении стресса.
  3. Упражнения, повышающие позитивное отношение – помогают наладить координацию действий и мыслей .

Развитие внимания и произвольной регуляции действий как базовых составляющих всех психических функций эффективно с помощью методики «Школа внимания» Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной (1997). При применении этой методики эффективно использовать объемные пластмассовые цифры и буквы, которые обеспечивают полимодальное воздействие на ребенка: на зрительный, тактильный и слуховой (если надо, например, разложить буквы в последовательности названного слова) анализаторы.

Н. М. Пылаева и Т. В. Ахутина (1998,1999) разработали иерархизированную систему развития зрительного восприятия и зрительных представлений, состоящую из четырех методических комплексов. На первом этапе работы ребенку предлагают сравнительно простые задания общего характера. К ним относятся задания первого методического комплекса на идентификацию зрительных изображений. Эти задания реализуются с помощью игры в «Лото»: ребенок находит картинку, соответствующую представленной. Усложнение заданий идет по двум линиям – гностической и речевой. Гностическая сложность нарастает при переходе от цветных реалистических пар к парам, где одна или обе картинки черно-белые, силуэтные, схематические или стилизованные. Сравнение реалистических изображений с более обобщенными, схематическими способствует выделению значимых признаков предметов, организации внимания. Для закрепления отрабатываемых зрительных образов используются задания на узнавание и (или) вербальное воспроизведение: выбрать картинки или подписи к ним, вспомнить, как были расположены картинки и т.п.

Второй комплекс заданий – нахождение вербализуемых различий. Здесь для сравнения используются сюжетные картинки. Сначала на них мало объектов и самые простые различия: наличие (отсутствие) деталей, изменение цвета, формы, количества. Нахождение различий по памяти (ребенок смотрит лишь на одну картинку, припоминая другую) – наиболее сложный вид заданий в этом комплексе.

Третий комплекс заданий – перцептивное моделирование, т.е. воссоздание предмета из частей. Простое задание на подбор половинок служит хорошей основой для отработки образа в графическом плане. Имеющаяся половинка изображения предмета может использоваться как шаблон для обведения, к полученному контуру пририсовывается вторая половинка. Позже можно предложить рисование по памяти, актуализацию названий, подбор подписей.

Четвертый комплекс – сенсибилизированные задания. Здесь используются различные традиционные приемы «зашумления» изображения.

Чтобы сделать такие задания развивающими, ребенку дается алгоритм действия: обведение контура по зрительному образцу или по речевой инструкции. Обведение по контуру с называнием деталей может опираться на аналитическую стратегию и готовить к целостному, гештальтному опознанию фигуры. Такие задания подготавливают детей к выполнению сложных задач на узнавание изображений при неполной информации.

Широко используется в коррекционной работе метод конструирования, в частности хорошо известная методика «Кубики Коса» – построение из кубиков фигуры по образцу (входит в Векслеровскую батарею тестов под названием «Blockdesign»). Выполнение задания может быть затруднено как из-за несформированности пространственной организации элементов, так и из-за дефектов программирования и регуляции последовательности операций. Возможны следующие виды помощи.

  1. Использование вместе с образцом задания карточек, на которых изображения фигур увеличены до соответствия реальным размерам кубиков, задание конструирования (пространственного анализа фигуры) упрощено до наложения кубиков на карточку с аналогичным образцом. Наложение проводится сначала вместе с педагогом, а потом самостоятельно самим ребенком.
  2. Педагог усиливает помощь тем, что на карточке для накладывания кубиков рисуются линии, разделяющие образец на составляющие элементы фигуры.
  3. На каждый элемент конструкции наносится пометка, обозначающая верх или низ кубика.
  4. Если в основе трудностей лежат дефекты программирования и регуляции последовательности операций, ребенку предлагают карточку с разделенными и пронумерованными элементами рисунка, и он конструирует, руководствуясь заданной последовательностью. Затем педагог просит самого ребенка пронумеровать элементы данного образца. Затем это действие осуществляется только в умственном плане.

Таким образом, педагог, проводящий коррекцию, должен определить вид и объем необходимой помощи, задать ребенку алгоритм ее использования, а затем постепенно сокращать объем помощи.

В когнитивной коррекции максимально используются игровые методы и приемы. Приведем пример игрового метода для развития пространственных представлений с созданием воображаемой ситуации «Муха». Рисуется квадрат с девятью ячейками, нарисованная муха сидит в центральной ячейке. Педагог диктует, например: «Две ячейки вверх, одна вправо, вверх» и т.д. Ребенок мысленно следит за путем мухи. Если муха «вылетела» за пределы клетки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, как бы поймать ее. За каждый случай удачной «охоты» ребенок получает очко.

В работе с детьми, имеющими трудности развития в различных вариантах, становится понятным необходимость использования нейропсихологических методов, а применение их в комплексе значительно увеличивает шансы на получение положительных результатов.

 


19 комментариев

  1. Полезная и интересная статья. Буду использовать и применять в своей работе эти методы и приемы для получения хороших результатов в работе с детьми

  2. Спасибо за статью. Многие нейропсихологические игры мы тоже применяем на занятиях и в свободной деятельности в своей группе. Такие упражнения действительно приносят положительный результат в развитие дошкольников, кроме того детям очень интересно заниматься, играя в подобные игры.

  3. Интересная и полезная статья. Людмила Анатольевна, может организовать мастер класс по данным методикам? Очень хотелось бы научиться у вас как правильно выполнять упражнения с детьми. Спасибо!

  4. Методы активные, способствуют выявлению и развитию скрытых индивидуальных способностей детей.У них может преобладать логический компонент мышления или образный. Эксперимент показал, что способность к переходу от одной формы мышления к другой образует когнитивный ресурс. Когнитивный ресурс является источником творческих способностей человека.

  5. Очень интересная и познавательная статья. Некоторые упражнения мы используем в своей работе. Ведь когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

  6. Спасибо за статью. Большинство этих методов я применяю в своей работе. Заинтересовал метод «Кубики Коса». Часто использую в своей работе метод «Гимнастика для мозга» — он эффективен не только в работе с детьми, но и для улучшения эмоционально-волевой сфры взрослого.

  7. Спасибо автору за статью. Да, действительно, опыт работы с детьми показывает, что систематическое использование нейрокоррекционных игр и упражнений повышает уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

  8. Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжёлым нарушением речи значительно повышает эффективность работы. Возьму себе в педагогическую копилку методику «Кубики Коса» – построение из кубиков фигур по образцу для формирования у детей пространственной ориентации, программирования и регуляции последовательности операций.

  9. Спасибо за познавательную статью, обязательно буду применять в работе упражнения, т.к. использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей и имеет положительные результаты.

  10. Благодарю вас за интересную статью. Я считаю, что тема статьи очень важна. Регулярное включение упражнений нейрогимнастики в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.

  11. Спасибо, за интересное сообщение. И действительно в работе с детьми, имеющими трудности развития в различных вариантах, становится понятным необходимость использования нейропсихологических приемов, а применение их в комплексе значительно увеличивает шансы на получение положительных результатов.

  12. Спасибо за интересную и познавательную статью. Буду применять полезные упражнения в работе с детьми.

  13. Большое спасибо за емкое, полезное и доступное сообщение! Некоторые методы можно применять и у детей младшего дошкольного возраста. Дети проявляют познавательный интерес к данным упражнениям, а главное — развиваются играя.

  14. Регулярное использование нейропсихологических технологий позволяют активизировать познавательный потенциал детей, развивать высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствуют совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, чувства ритма, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.

  15. Большое спасибо за познавательную и интересную статью. Обязательно буду применять в работе с детьми.

  16. Спасибо за интересный и полезный материал. очень грамотно подобраны игры, обязательно применю в работе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?