Главная » Особенности формирования и развитие восприятия у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Особенности формирования и развитие восприятия у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время одной из актуальных проблем является оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ранняя помощь – возможность более эффективно корректировать и, что еще очень важно, предупреждать развитие дальнейших отклонений в развитии ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Все, что мы видим, слышим, трогаем, пробуем, пытаемся узнать и понять, что нас окружает, дает нам возможность составить представления о различных предметах, явлениях, и их свойствах, о мире, в котором мы живем. Восприятие помогает нам узнавать мир вокруг. Понаблюдайте за маленькими детьми, исследующими окружающую среду. За незнакомым объектом, появившимся в поле зрения ребенка изначально, он  наблюдает, присматривается. Через какое-то время малыш решает приблизиться и изучить объект более подробно: он его трогает, пробует, совершает с этим предметом манипуляции, изучая свойства этого предмета, его возможности и полезности. Таким образом, малыш узнает, что песок сыпучий, камень твердый, вода жидкая. Позже, ребенок пробует взаимодействие изучаемого предмета с другими объектами. Например, поливает песок водой, обнаруживает, что свойства песка при этом сильно меняются. Он пробует это действие снова и снова, пока не усвоит, что так происходит каждый раз. Он пробует менять количество воды и песка, наблюдая и изучая, что происходит при этом. Пока не поймет, как именно изменяется структура и свойства песка в разных пропорциях.

У детей с ОВЗ узнавание мира в полном объеме затруднено, в связи с языковыми, слуховыми двигательными и другими специфическими барьерами. Целостное восприятие – важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки, характерные для детей с ОВЗ, затрудняют ознакомление с окружающим миром.

Ученый – психолог И.М. Соловьев подчеркивал, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью видит окружающий мир последовательно, а значит, воспринимают меньший объем и большинство деталей «теряют», долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, бывают лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Именно ранний возраст является уникальным и определяющим для всего
последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить.

Задача педагога – использовать те игры, упражнения и ту деятельность, которая позитивно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.

Физическое развитие и  игры:

  • ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам);
  • бег (догонялки, с препятствиями);
  • игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим);
  • прыжки (через препятствия, резинки, классики);
  • лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель);
  • массаж ступни (массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках);
  • хороводы и танцы;
  • зарядка, гимнастика в стихах

Моторика:

  • трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры);
  • ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами);
  • фасоль, макароны, крупа (сыпать, сортировать, перебирать, делать поделки, просеивать, выкладывать);
  • шнуровки;
  • песок (куличики, секретики);
  • конструкторы, кубики, блоки;
  • пальчиковые игры

 

Творчество:

  • краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать);
  • пластилин, тесто (поделки);
  • аппликации (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков);
  • фломастеры, карандаши, ручки (рисовать);
  • поделки (из природного материала, тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры:

  • покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол;
  • игры с машинками и другими видами транспорта

Память, логика, цвет, форма, объем:

  • с карточками и игрушками (что лишнее, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
  • последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
  • пазлы, разрезные картинки, формы-вкладыши;
  • систематизация и сопоставление игрушек, карточек или фигур (по форме, цвету)

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:

  • звучащие инструменты и бытовые предметы;
  • разная музыка (классика, народная, песенки);
  • тактильные мешочки, дощечки

Мир вокруг нас:

  • семья (кто есть кто, фотографии, рассказы);
  • животные, детеныши (где живут, что едят, какие звуки издают);
  • календарь (погода и явления, времена года);
  • кормить птиц;
  • кукольный театр;
  • предметы и их назначение (одежда, предметы в доме, на улице);
  • противоположности (мокрый – сухой, холодный – горячий)

Итак, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ основывается на развитии восприятия и ощущений, а также включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

 

 


20 комментариев

  1. Спасибо, очень интересное сообщение. Известно, что особенности развития ребенка в раннем возрасте с ограниченными возможностями здоровья, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

  2. Спасибо, Татьяна Юрьевна, за интересный материал. Действительно, восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение. Ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в области его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития.

  3. Предлагаемые игры в статье очень актуальные. Они нравятся детям и предложенные игры приносят реальный результат, они очень хорошо помогают детям развивать память, мышление, воображение в раннем возрасте. Спасибо за нужную информацию и качественную подборку игр.

  4. Как и все когнитивные способности, восприятие можно тренировать и улучшать. Упражнения и игры, предложенные в данной статье, могут помочь улучшить восприятие у детей раннего возраста!
    Проводя коррекционную работу в этом направлении мы точно увидим положительную динамику! Большое спасибо за интересный материал.

  5. Очень актуально в настоящее время, когда все больше детей рождается с отклонениями в развитии. Как важно своевременно прийти на помощь ребенку и многие проблемы были бы уже решены на ранних стадиях. Упомянутые в статье упражнения интересны и продуктивны. Спасибо за нужную и практическую информацию.

  6. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
    В настоящее время все более актуальной становится проблема раннего вмешательства в развитие детей с ОВЗ
    Возраст раннего детства наиболее благоприятен для развития умения воспринимать предметы и явления, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Спасибо за познавательную статью.

  7. Обозначенная в статье проблема очень актуальна для нашего времени. Предложенные игры и упражнения, несложные в организации, очень интересные и увлекательные для детей, положительно повлияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поспособствуют его развитию и саморазвитию. Предложенный материал буду использовать в своей работе.

  8. Статья интересная и познавательная. Игры и упражнения, предложенные автором, несомненно помогут не только педагогам, но и родителям в развитии детей с ОВЗ, в ознакомлении их с окружающим миром
    Спасибо за полезную информацию

  9. Спасибо большое за познавательный материал. У детей с ОВЗ узнавание мира в полном объеме затруднено, в связи с языковыми, слуховыми двигательными и другими специфическими барьерами. При этом отсутствие отработанной системы по раннему выявлению нарушений в развитии, недостаточная осведомленность родителей приводят к тому, что драгоценное время упускается; коррекционная помощь вовремя не оказывается. Применение воспитателями предложенных выше игр на занятиях с детьми, во-первых, позволит заметить отклонения в развитии (по характеру выполнения или невыполнения предлагаемых заданий) и во-вторых, позволит, таким образом, уже начать оказывать детям с ОВЗ коррекционную помощь.

  10. Благодарю вас за интересную статью. Я считаю, что тема статьи очень важна. Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов. Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями
    здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в
    физическом и психическом развитии. К каждому ребенку с ОВЗ существует подход, соответствующий его умениям, несмотря на имеющееся нарушение.

    • Полностью согласна с Ларисой Владимировной,что успешность помощи ребенку обеспечивается четким взаимодействием и специалистов,и ,конечно же,семьи. Данные игры и упражнения нужно использовать дома.Вот тогда можно надеяться на еще лучший результат!

  11. Очень познавательная статья. Использование приемов развития восприятия в обучении, игре, движении, индивидуальной и коллективной деятельности будут способствовать овладению различными способами управления собственным поведением.

  12. Автор прав, чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. У ребенка нужно формировать перцептивные действия. Практика показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Поэтому задача педагогов научить этому.

  13. Очень познавательная статья. Ведь с восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованными в этом развитии. И только во взаимосвязи с другими специалистами и родителями мы сможем достигнуть результата.

  14. Спасибо за нужную и полезную информацию, качественную подборку игр. Статья интересная и познавательно.

  15. Спасибо за интересную и полезную информацию. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями предполагает широкий спектр психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной «командной» работы

  16. Спасибо за статью. Хочется ещё раз отметить роль игры для развития восприятия ребенка с ОВЗ. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.

  17. Спасибо за статью. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции.

  18. Спасибо за статью. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции.
    Очень правильно подобраны игры. Обязательно возьму в работу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?