Главная » Приемы аналитико-синтетической деятельности

Приемы аналитико-синтетической деятельности

Аналитикосинтетическая деятельность лежит в основе всех процессов познания, человек с ее помощью усваивает содержание обучения — воспринимает, осмысливает, запоминает, применяет, обобщает и систематизирует получаемую им информацию.

Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы умственных действий.

  • Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы предметов по определенному признаку.
  • Синтез – соединение различных предметов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез -через анализ). Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Например, несколько таких заданий.

  1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».
  2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».
  3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик». Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, -конструированию.
  • Сериация– построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов (по высоте, ширине, длине, по типу предметов). Дети осваивают сериацию в системе следующих игровых упражнений:
  1. Построение сериационного ряда по образцу (шапки, шарфики).
  2. Продолжение начатого воспитателем ряда.
  3. Построение сериационного ряда по правилу с заданными крайними элементами.

Классический  пример  сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д., и просто по величине (с указанием того, что считать величиной, если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).

  • Сравнение – логический прием умственных действий, требующий умение выявлять сходства признаков объектов и различия между ними. Наиболее эффективный метод — игра-задание, в ходе которого следует найти сходство (или различие) по указанный признакам, например, определить, какой из предметов — мяч или медведь — большой и мохнатый. Методика рекомендует сначала учить узнавать два объекта, затем группу. Дошкольнику легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:

1) задания на разделение группы объектов по одному признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п., требующие сравнения;

2) игры и задания «Найди такой же», направленные на формирование умения сравнивать. Однако для детей 2-4 лет набор признаков, по которым ребенок должен отыскать сходство, должен быть опознаваем. Со старшими по возрасту детьми 5-6 лет — количество и характер признаков сходства можно широко варьировать.

  • Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку (по названию, размеру, цвету, форме, величине). Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используют со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций — анализа, сравнения, обобщения).

Классификацию можно проводить:

  • по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
  • по размеру (в одной группе большие мячи, в другой — маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой — короткие и т. д.);
  • по цвету (в одной коробке красные пуговицы, в другой — зеленые);
  • по форме (в одной коробке квадраты, в другой — кружки; в третьей — кубики, в четвертой — кирпичики и т. д.);
  • по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
  • Обобщение – оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно. Пример классификации: эти все -большие, эти все -маленькие; эти все -красные, эти все -синие; эти все -летают, эти все -бегают и др.

Из выше представленного мы можем сделать краткий обобщающий вывод о том, что для развития аналитико-синтетической деятельности необходима поэтапная работа. Благоприятное развитие дошкольников во многом зависит от нас, поэтому необходимо  создавать для детей все необходимые условия.

 


12 комментариев

  1. Спасибо за интересный и полезный материал. Важно понимать, что несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые человеком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Так, например, при неумении выделять общее и существенное возникают проблемы с обобщением какого-либо материала.

  2. Развитие лексико – грамматических категорий и связной речи, обучение грамоте у детей с тяжёлым нарушением речи, невозможно без сформированной аналитико-синтетической деятельности. Поэтому работу, изложенную в статье необходимо проводить регулярно и систематически в дошкольных группах компенсирующей направленности. Спасибо!

  3. Согласна с автором. Развитие аналитико-синтетических навыков мышления у дошкольников имеет большое значение для всего процесса образования, так как лежит в основе любой учебной деятельности. Хорошо развитые аналитико-синтетические умения помогут ребёнку в обучении в школе и в последующей профессиональной деятельности. Поэтому очень важно развивать мышление с раннего детства.

  4. В своей работе мы стараемся развивать аналитико- синтетическое мышление у детей .Так как запас заученных знаний кончается очень быстро, а если у ребенка развито аналитико- синтетическое мышление, то можно избежать многих «проблем а школе».Спасибо,Марина Ивановна!

  5. Развитие аналитико — синтетических способностей у детей дошкольного возраста имеет большое значение для их умственного развития. Развивать аналитико-синтетические навыки мышления можно с раннего детства самыми простыми, «подручными» способами. Например: Читая даже короткие детские стишки: почему Таня плачет? – Потому что она боится, что мяч утонет! – А почему мячик не утонул? – Потому что он легкий! Чем старше ребенок, тем интереснее могут быть вопросы и обсуждения.
    Обсуждая с малышом увиденное. Вышли на улицу – там лужи. Как появились лужи? – Они появились после дождя! А почему тут есть лужа, а рядом – нет? – Потому что вода скапливается в ямке!

  6. В дошкольном возрасте особая роль отводится развитию аналитико-синтетической деятельности, которая находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и умение включать их в новые связи, видеть их новые функции.
    Спасибо за полезный материал!

  7. Спасибо за познавательный материал. Большое значение для дошкольников имеет формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности, посредствам которой: формируется умение ориентироваться в звуковой системе языка, обеспечивается умственное развитие, развивается речь, формируются элементарные знания о речи, повышается уровень её произвольности и осознания, развивается самостоятельность и инициативность.

  8. Спасибо за полезный и интересный материал. Задания, представленные в статье, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. У детей, которые освоили приемы аналитико-синтетической деятельности, быстрее развивается речь. А это даёт возможность не только преодолеть речевую патологию, но и подготовить ребёнка к школе в полном объёме.

  9. Почему так полезно развивать аналитическое и синтетическое мышление у детей?
    Потому что у ребенка развивается наблюдательность и способность сосредотачиваться, он учиться самостоятельно добывать нужную информацию, то есть из большого ее объема отбирать то, что существенно и важно сейчас, учится ставить цель и добиваться ее, отсеивая все, что крадет драгоценное время и энергию.
    Нужно учить ребенка самостоятельно делать выводы: утром опоздали на автобус. Почему так вышло? — Потому что дома долго искали плюшевого зайку. Как сделать, чтобы завтра не опоздать? – Приготовить зайку заранее. Давайте возможность ребенку самостоятельно мыслить и предлагать свои варианты.

  10. Очень познавательная статья. Согласна с автором ,что развитие аналитико- синтетической деятельности у детей имеет огромное значение. Ведь развивая аналитическое мышление мы помогаем детям научиться самостоятельно добывать нужную информацию, то есть из большого ее объема отобрать то, что существенно и важно сейчас; развиваем наблюдательность, критическое мышление, формируем умение ставить цель и добиваться ее.

  11. Аналитико-синтетическая деятельность — это умение выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, а также умение включать их в новые связи и видеть их новые функции. Именно в этом и состоит наша задача. Научить всему этому. В статье автор четко дает ориентиры деятельности и разнообразие практических упражнений.

  12. Спасибо за интересный материал. Согласна с автором, что для развития аналитико-синтетической деятельности необходима поэтапная работа, способствующая развитию элементарных представлений о частях объекта.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?