Главная » Реализация дополнительной общеобразовательной программы естественно-научной направленности для детей 4-7 лет по формированию целостной картины мира «Клуб путешественников»

Реализация дополнительной общеобразовательной программы естественно-научной направленности для детей 4-7 лет по формированию целостной картины мира «Клуб путешественников»

Помочь детям увидеть окружающий мир, раскрыть  своеобразие и тайну жизни планеты Земля можно  через  знакомство с наукой  география.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир – это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Формируя элементарные географические представления у дошкольника, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна?

С целью развития познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира, мы составили «Дополнительную общеобразовательную программу научной направленности для детей 4-7 лет по формированию целостной картины мира «Клуб путешественников».

Планируемые результаты освоения Программы:

  • развиты у обучающихся представления о единстве окружающего мира и самого себя;
  • развит познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами;
  • помогает ставить практические эксперименты с целью узнавания в обобщенном виде и с помощью наглядных средств окружающего мира;
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности дошкольников путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • инициативен, самостоятелен, ответственен;
  • бережно относится к природеродного края;
  • накаплен социальный опыт в рамках формирования и структурирования знаний о своем Отечестве.
  • повышен уровень наблюдательности;
  • родителизаинтересованы в изучении с детьми данной науки, производят сбор интересного материала, накапливают практические материалы.

Во всех возрастных группах мониторинг проводится 2 раза в год, в начале и конце учебного года.

В среднем возрасте изучаются следующие темы: Что такое природа? Живая и неживая природа; Смена времен года; мир деревьев; мир грибов;  Глобус – модель Земли; Карта Мира; Красная книга.

В старшем возрасте изучаются: Вселенная. Космос; Солнечная Система; Планета Земля; Полезные искпаемые; Ланшафт Земли. Горы и равнины; Суша планеты. Материки; Мировой океан и воды суши; «Вода в разных состояниях»; Подземное царство; Путешествие по Чудесам Света.

Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашей группе создана соответствующая развивающая предметная среда:

1) «Экологический уголок», в котором представлены:

– Справочная литература о природе, обитателях разных природных зон в России

– Наглядный материал по темам: времена года; портреты путешественников и первооткрывателей; виды осадков грибы; деревья, кустарники; реки; животные Севера; достопримечательности г.Похвистнево; растения природных зон; природные явления, животные гор; речные рыбы; вулканы; насекомые

– Глобус.

– Таблицы, схемы (среда обитания, обитатели рек)

  • Календарь природы

– Комплект познавательных мини-плакатов (герб РФ, флаг РФ, гимн РФ, портрет президента РФ).

– Карты: политическая карта мира; физическая карта мира; карта природно-климатических зон; физическая карта России; полезные ископаемые России.

2) Мини лаборатория, в которой собраны и представлены:

  • образцы полезных ископаемых нашего края для детского экспериментирования;
  • разные виды бросового материала;
  • коллекция камней и минералов;
  • муляжи грибов;
  • коллекция ракушек.

Одной из задач данной программы является воспитание чувств патриотизма, нравственных качеств, гуманного отношения ко всему живому через изучение природы родного края.

Для решения данной задачи мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытн-экспериментальную деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушание музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца.

В ходе бесед и прогулок подчеркиваем, что человек – хозяин природы, что от его отношения к природе зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаем детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляем правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

Занятия проводятся один раз в неделю и в течение недели в режимные моменты включаются дидактические и подвижные игры: «Составь карту мира», «Собери дерево», «Какой бывает лес?», «Кому нужна вода?», «Что нужно картографу», «Топни-хлопни», «С чьей ветки детки?», «Назови природную зону», «Пятый лишний», «Засели животными природные зоны», «Гора и камешки», «Мы идем»,  «Чье звено соберется скорее», «Морская фигура».

На занятиях проводятся эксперементы «Вода – это жидкость. Не имеет формы», «Вода бесцветная», «Вода без  вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода может принимать любой вкус», Игра – экспериментирование “Кораблики”, опыты на определение цвета, состава почвы и наличие в ней воздуха.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если родители помогают закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству и процессу воспитания патриотических чувств к природе своего края, имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями. Дети и родители приняли участие в создании проекта: «Животный мир Евразии», изготовили животных из бросового материала, живущих в разных климатических поясах Евразии.

Работая по данной программе 3 года, мы пришли к следующему выводу:

У детей развит познавательный интерес и любознательность, они более бережно относятся к предметам живой и неживой природы, понимают, что в природе все взаимосвязано.

На следующий год необходимо спланировать участие родителей в реализации данной программы, используя и другие формы взаимодействия, например фотовыставки, конкурсы стихов и рассказов.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для нас важно, чтобы детство каждого нашего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте будут чувствовать личную ответственность за родную землю.

 


11 комментариев

  1. Программа очень хорошая, детям интересно по ней заниматься. Виден результат работы, дети активные, любознательные, с большим интересом и увлечением проводят исследования и эксперименты. Желаю успеха в дальнейшей реализации программы.

  2. Интересная программа. Полезная для детей, так как при изучении географии закладывается база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир – это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Формируя элементарные географические представления у дошкольника, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Авторам желаю не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше.

  3. Спасибо, очень полезный материал, данная программа позволяет расширить знания детей о родной стране, что является крайне значимым на современном этапе. Ознакомление с государственными символами, историей, фольклором — существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

  4. Программа «Клуб Путешественников» очень интересна и полезна детям дошкольного возраста. Так как дети по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом вы педагоги им оказываете большую помощь, благодаря своей программе.

  5. Интересная и познавательная программа дополнительного образования для дошкольников. Учитывая любознательность детей, эта работа дает широкий обзор и разносторонние знания для развития. Видна заинтересованность и воспитателей и ребят. Хочется пожелать успехов и дальнейшего совершенствования.

  6. Тема ознакомления с географией очень обширная и разнообразная. Важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения.
    Данная программа помогает ребёнку найти ответы на все интересующие его вопросы, а формы и методы, разработанные авторами, создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний.

  7. Дошкольники — прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации, стремятся к наблюдению, сравнению. Поэтому в ДОУ большое внимание уделяют познавательно-исследовательской деятельности. Данная программа очень актуальна и интересна для использования педагогом в своей работе. Из программы можно взять информацию и использовать на занятиях и прогулках.

  8. Спасибо педагогам за реализацию данной программы. Ведь познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Дети учатся ориентироваться в картах-схемах, учатся наблюдать. Формирование у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве тесно связано с двигательной деятельностью, физическими упражнениями.

  9. Спасибо большое, очень интересный и полезный материал. Программа » Клуб Путешественников » учитывает интересы детей, с каждым возрастом расширяя и углубляя знания детей. Воспитатели собрали много интересного материала, наглядности, вовлекли в свою работу не только детей, но и родителей.

  10. Современные дети много путешествуют. Это помогает им не только расширить представление о своей стране, но и ознакомиться с жизнью народов других стран. Для нас важно, чтобы во время этих путешествий наши воспитанники не только осознавали себя гражданами России, но и помнили о том, что они — жители планеты Земля, граждане мира. Этому и способствует программа «Клуба Путешественников»

  11. Спасибо за интересную статью. Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.На музыкальных занятиях дети слушают музыку разных народов мира, танцы. Поют песни разных национальностей, в переводе на русский язык.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?