Главная » «Современные подходы к развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Современные подходы к развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Мы говорим о современных подходах к ФЭМП. Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться только к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить.

Как научить ребенка думать?

Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций.

В связи с этим стоит выделить такие понятия как:

– проблемная ситуация,

– поисково-познавательная деятельность.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. 

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими   представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. 

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, многое из выше сказанного мы применяем в своей работе.

Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов большое внимание уделяется развитию мышления и творческих способностей ребенка.

Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают новые образы чисел, цифр, геометрические фигуры.

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения во время прогулок за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев (сделать  метки на черенке, измерять глубину сугробов, луж и делать анализ)

Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Знакомство с окружающим миром и развитие речи, также много дают детям в плане математического развития.

Дети наблюдают за календарем природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Каждое утро пересчитывают вместе количество детей, выделяют, сколько мальчиков/девочек, отвечают на вопросы сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну.

Дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, учим счету ребенка во время дежурства.

Читаем детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д.

А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика!

– «Один в поле не воин».

– «Семеро одного не ждут» и пр.

 На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.  В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заданную модель предмета из готовых деталей, уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре.

Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Все дети – прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину, ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов.

Такие задания как:

 – взвесить на весах, чтобы определить, что они одинаковые по массе;

 – измерение сыпучих и жидких материалов;

 – куда быстрее нальется вода;

 – сколько ложек крупы в чашке (кукольных, чайных, больших).

Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки: карандаш, ладонь, шнурок, а потом познакомим с измерениями при помощи сантиметра и линейкой. Измерим длину стола разными мерками (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Широкое применение полученных детьми знаний применяется в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках. Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру – дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума.

Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является создание предметно-пространственной среды. В ее пополнении хорошо привлечь заинтересованных родителей.

Безусловно, одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей.

Современные методы и технологии формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста очень широки по своему спектру. Создание проблемных ситуаций, проектно-исследовательская деятельность, технологии организации сюжетно-ролевых игр, инновационный дидактический материал и многое другое уже не удивят современного дошкольника своей новизной. Но одной из инновационных форм работы с детьми в дошкольных организациях, я считаю, является эффективной для детей нового поколения, это информационно-коммуникативные технологии. Именно они позволяют современному дошкольнику эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. А так же использовать мультипликацию.

Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме. Благодаря современным формам работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

У детей развиваются навыки слушания и понимания речи на слух, умение самостоятельно находить ответы на вопросы разной сложности. Умение концентрировать свое внимание, что просто необходимо при обучении потом в школе.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены, чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич:«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».


11 комментариев

  1. Статья познавательная, полезная, как для педагогов,так и для родителей. Спасибо Марина Ивановна.«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», — эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

  2. Благодаря современным формам работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

  3. Очень интересная, познавательная статья. Марина Ивановна поделилась собственным опытом работы, своими находками. Много интересного я взяла себе на заметку и буду применять в своей работе. Хочется сказать ей большое спасибо.

  4. Одни дети лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур….. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения различные и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

  5. Французский педагог С. Френе считал, что благодаря окружающей среде, ребенок самостоятельно развивает свои задатки, способности, возможности, но немаловажную роль в этом играет взрослый, т.к. именно он создает предметно-пространственную среду.
    В нашей группе мы создали условия для самостоятельной творческой самореализации детей, которые позволяют каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, аргументировать свои выводы.
    В «Центре математики» и «Центре экспериментирования» в достаточном количестве имеется оборудование и занимательного математического материала: задачи — шутки, игры, головоломки, логические задачи, ребусы, счетный материал, занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры, схемы и планы,
    рабочие тетради по математике, наборы геометрических фигур и наборы объемных геометрических фигур, счетные палочки, мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры, блоки Дьенеша, счетные палочки Х.Кюизенера, математическое лото.

  6. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель при формировании элементарных математических представлений – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

  7. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Знакомство дошкольника с математикой важно организовать правильно.Возможно, одной из основных причин трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Предложенный опыт работы в ДОУ может помочь легко справиться с поставленными задачами перед педагогами. Спасибо за понятный и доступный материал.

  8. Спасибо,за статью, Марина Ивановна. Что бы разбудить интерес к математике, нужна новизна, необычность, неожиданность, т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

  9. Наша задача при формировании элементарных математических представлений – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

  10. Полезная и интересная статья. В нынешнем современном обществе одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми математических знаний и элементарных представлений в детском саду.Наша задача дать эти знания детям так, чтобы было интересно и занимательно

  11. Спасибо за интересную и практически полезную статью. Согласна с автором, что для развития математических представлений современных дошкольников, наряду с традиционными методами , необходимо использовать и современные методы и технологии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?