Средний дошкольный возраст

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра.

Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет

Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).
Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор;
фрукты — яблоко, банан, груша;

домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно:
апельсин (какой?) — вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая?) — холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:
Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.;

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).  Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):
Ворона большая, а воробей … (маленький);

Ваня высокий, а Саша … (низкий);

Катя весёлая, а Маша … (грустная);

Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

Игры на развитие грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;

суп из молока — молочный;

компот из ягод — ягодный;

стол из стекля — стеклянный.

Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:
мяч — мячи;

птица — птицы;

груша — груши.

Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;

одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

Игры на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;

ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:
апельсин — Девочка ела апельсин.

Какая девочка ела апельсин? — Маленькая девочка ела апельсин.

Какой апельсин ела маленькая девочка? — Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

Игры на развитие фонематического восприятия.
Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается опредлить начальный ударный гласный звук в слове:
Оля — первый звук «О»;

Аня — первый звук «А».

Игра «Придумай слово на звук…». Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук:
А — Аня, арбуз, ананас и т. д.;

У — утка, улитка, улица и т. д.

Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры. Например:
Апельсин

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.

**********************************************************************************

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста:

Развитие речевого дыхания

Упражнение 1. «Покатай карандаш».

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Упражнение 2. «Листья шелестят».

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

Упражнение 3. «Снежинки летят».

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

Упражнение 4. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота».).

Упражнение 5. «Ветряная мельница».

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает

действия малыша стихотворным текстом:

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»…

Развитие мелкой моторики

  1. Игры с пуговицами и шнурками – ребенок подбирает пуговицы разного размера и цвета. С помощью шнурков можно выложить различные рисунки. Из пуговичной мозайки можно выложить воздушный шарик, бабочку, цветок и прочее.
  2. Сухой бассейн. Дети ищут мелкие игрушки. Погружаясь в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.
  3. Рисование по крупе. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получается яркая контрастная линия.
  4. Подбери крышку. Ребенку предлагается открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
  5. Рисование горохом или фасолью. Дети, используя схемы выкладывают различные предметы.
  6. Наполни кувшинчик фасолью.
  7. Золушка. В миске перемешаны макароны, фасоль и гречка. Ребенку необходимо все это разложить по разным блюдцам.

Развитие артикуляционной моторики

  1. Статические упражнения для губ.

— вытянуть губы вперед трубочкой;

— улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;

— естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;

— сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;

— чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвёртым;

— сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.

 

  1. Динамические упражнения для губ.

— вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;

— поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;

— вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;

— с глухим звуком хлопать губами друг о друга;

— сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;

— широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.

 

  1. Упражнения для щёк и губ.

— растирать, похлопывать и покусывать щеки;

— надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);

— втянуть щёки и удерживать их в этом положении;

— закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?