Главная » Формирование представлений о культуре питания и личной гигиене воспитанников – залог их здоровья

Формирование представлений о культуре питания и личной гигиене воспитанников – залог их здоровья

«Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Макаренко

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового

и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных

государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).

Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность формирования представлений о культуре питания и личной гигиене воспитанников. Правильное питание и соблюдение личной гигиены – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

Актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте.  Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

В основе формирования представлений о культуре питания и личной гигиене лежат 5 принципов:

Регулярность – то есть режим питания.

У ребёнка должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это завтрак, обед, полдник и ужин. Следует следить за тем, чтобы ребёнок не ел в эти промежутки сладости, хлеб, печенье – всё это приводит к нарушению режима и аппетита.

Разнообразие – задача педагогов и родителей сформировать разнообразный кругозор, чтобы ребёнку нравились разные продукты и блюда. Разнообразное питание – источник всех необходимых для организма питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Адекватность – у детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно. Учить детей понимать, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, излишнее увлечение сладким. Познакомить с тем, что рацион и режим дня ребёнка активно занимающегося спортом, должен отличатся от рациона и режима питания его, менее подвижных сверстников. Питание во время болезни должно отличатся от питания в обычное время; летнее питание должно отличаться от зимнего.

Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и не свежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Пищевые продукты должны быть качественными и правильно храниться, а приготовленная пища сразу съедаться.

Удовольствие – на выполнение этого правила должны работать вид, вкус пищи, посуда, сервировка стола, обстановка и атмосфера. Во время приёма пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, обсудить достоинства блюд. Только при этих условиях, ребёнок может понять, какой вкус называют «кисло-сладким», «острым» и т. д. Формируем умение у детей испытывать чувство радости.

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточное трудное. Часто у одних детей выражена привычка есть однообразную пищу, например, сосиски, макароны, у других – только любимые блюда.

Многие родители в силу своей занятости, отдают предпочтения продуктам быстрого приготовления: полноценные обеды и ужины заменяют бутербродами и пиццей.

При поступлении ребёнка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями о питании ребёнка дома:

— выяснить какой у него аппетит;

— ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней;

— выяснить, есть ли аллергия, и на какие пищевые продукты;

— приучен ли питаться самостоятельно или надо его кормить.

Если у ребёнка проблемы с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита. Причинами плохого аппетита могут быть и наличие разных заболеваний, повышенная возбудимость. В процессе беседы с родителями можно предложить памятку при организации питания детей.

Во время приёма пищи следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам. При этом не следует одёргивать детей, делать им замечания. Иногда возникают ситуации, когда ребёнок внезапно отказывается от еды. В этом случае необходимо разобраться в причине отказа. Заставлять есть ребёнка без аппетита не желательно.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания.

Обучение детей культуре питания должно начинаться с соблюдения правил гигиены:

— мыть руки перед едой (после туалета, контактов с животными);

— нельзя есть грязные овощи и фрукты немытыми руками, в перчатках – это некультурно;

— нельзя есть поднятую с пола еду;

— принимать пищу только за столом;

— нельзя есть на улице, в транспорте, на ходу, в магазине – это некрасиво и негигиенично;

Несмотря на свою простоту, эти правила могут сохранить здоровье ребёнку избежать опасных заболеваний.

Умение вести себя за столом – одна из составляющих культуры питания и культуры поведения в целом. Это обучение происходит как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время приёма пищи.

Формировать навыки культурного приёма пищи необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей детей. Чем раньше у ребёнка сформированы навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

 Методы и формы организации работы с детьми по формированию культуры питания:

1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками).

 2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка).

3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).

 Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из-за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Не следует допускать во время еды громких разговоров и звучания музыки,

понуканий, поторапливаний ребенка, носильного кормления, осуждения ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов. После окончания еды нужно научить детей полоскать рот.

А. П. Чехов утверждал, что тот, кто не придаёт питанию должного внимания, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».

А какого человека можно считать культурным в плане питания?

Конечно того, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.


20 комментариев

  1. Когда мы научили ребенка есть полезную и разнообразную пищу, когда его рацион сбалансирован, у него все системы получили нужную подзарядку, они хорошо функционируют, то наши дети здоровы, радостны, веселы, полны сил и готовы мыслить, трудиться и постигать все новые вершины.

  2. Нельзя не согласиться с тем, что велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Очень важно уделить внимание и время на формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте.

  3. Мы во второй младшей группе проводим работу по привитию элементарной культуры поведения за столом во время еды: принимать пищу аккуратно, брать понемногу, захватывать губами, хорошо пережевывать с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой), перед приемом пищи желать сверстникам приятного аппетита, после еды благодарить.

  4. Знание правил этикета всегда отличает воспитанного,культурного человека,а именно таким мы хотим видеть наших малышей.Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания.Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом,тем скорее они будут выполняться автоматически,легко и свободно.

  5. Тема статьи является актуальной. Незаменимыми помощниками в воспитании и развитии детей являются их родители. Целесообразно провести консультации,беседы с родителями воспитанников о культуре еды и гигиенических навыках дошкольников. Объединив работу в данном направлении,наши дети будут здоровы и счастливы!

  6. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Интересная и важная тема.

  7. Здоровье детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания (особенно в детском возрасте).Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору; учит детей быть вежливыми, гостеприимными; воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки. В работе можно использовать произведения, отражающие тему питания:

  8. Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, формирование принципов правильного питания: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Соблюдение гигиенических норм и правил. Все это важно и необходимо знать ребенку, чтобы быть здоровым.

  9. Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. В целях сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области питания. Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Важно обращать внимание на осанку ребенка при приеме пищи, на культуру принятия пищи, культурно-гигиенические правила, связанных с приемом пищи. Объединив данную работу с родителями, наши дети будут крепкими и здоровыми.

  10. Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. Поэтому задачи педагогов состоит в том, чтобы сформировать у законных представителей воспитанников понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья, расширять их осведомлённость в этой области.

  11. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождения малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке.

  12. Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Но все привычки здорового образа жизни ребенок усвоит в том случае, если перед его глазами будет пример взрослого.

  13. Проблема правильного и здорового питания стоит очень остро. Современный человек все время куда-то спешит, торопится и полноценные домашние обеды и ужины отошли на второй план. Овощи, зелень, фрукты, молочные продукты и рыба используются недостаточно. Люди стали чаще посещать рестораны быстрого питания, где предлагаются блюда с большим количеством жиров и углеводов, перекусывают не фруктами, а чипсами и сухариками, что негативно сказывается на здоровье современного человека. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста.

    • Правильное или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил ребенка, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание.

  14. Среди множества разнообразных факторов, действующих на развитие детского организма и его здоровья, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

  15. В настоящее время эта тема актуальна, т.к. наладить правильное питание не всегда просто, так как мало только приготовить и во время подать пищу, надо ещё и воспитать в ребёнке привычку съедать то, что ему дают.
    Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточное трудное.
    Формировать навыки культурного приёма пищи необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей детей. Чем раньше у ребёнка сформированы навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

  16. Очень важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

  17. Культура питания — это не только чистый стол и посуда, не только умение держать вилку или ложку. Это, прежде всего, рациональность питания и правильный режим, это залог хорошего здоровья и работоспособности, нормального развития детей.

  18. А. П. Чехов утверждал, что тот, кто не придаёт питанию должного внимания, не может считаться интеллигентом и достоин, всяческого осуждения в «приличном обществе».А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.

  19. Я согласна с автором статьи, что «правильное питание и соблюдение личной гигиены – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития» и что основы культуры закладываются именно в дошкольном возрасте.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?