Главная » Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально-коммуникативное и познавательное развитие.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

В дошкольных учреждениях в рамках патриотического воспитания все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения, основой патриотического воспитания.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды, так называемых центров краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю.

Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды:

  • Центры краеведения в группах.
  • Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения.
  • Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.

Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

 Центры краеведения в группах  ДОО

Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним нужно начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжать работу по данному направлению: прежде всего детей знакомить с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем совершать небольшие целевые прогулки, обращать внимание детей на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Давать представления о том, чем поселок отличается от города.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре.

Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников и акций: «Георгиевская лента», “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей”, «День Матери», возложение цветов к памятникам ВОВ, экскурсии в краеведческий музей.

Центр краеведения детского сада.

Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.

Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.

Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных праздниках.

Академик Д. С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

И здесь действительно важно – не опоздать, пока живы наши бабушки и деды, они могут рассказать дошкольникам о том, как жили они раньше, какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.

 

 

 

 

 

 


13 комментариев

  1. Центры краеведения имеют важное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Недавно прошел смотр-конкурс таких уголков, все воспитатели проделали большую работу в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей. Есть возможность делиться опытом, чему-то поучиться , показать свои результаты.

  2. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
    Как никогда в настоящее время хочется сказать словами Л.с.Лихачева «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

  3. Работа в центрах развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

  4. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой, мы тем самым формируем глубокую привязанность к родному краю, чувство гордости.

  5. Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

  6. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения, является основой патриотического воспитания.Для формирования пространственных краеведческих представлений необходимо организовать соответствующую предметно-пространственную среду, подобрать дидактические пособия, материалы. Необходимо создавать такие центры в группах, посещать музеи, организовывать прогулки по городу, в лес, парк.

  7. Согласна с авторами. Работа центров краеведения в детском саду очень нужна и актуально всегда. Так как приобщая детей к истории родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

  8. Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное – на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

  9. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения, основой патриотического воспитания. В своей работе мы стараемся познакомить детей с родным краем через разнообразные дидактические игры, экскурсии в местный Краеведческий музей, виртуальные экскурсии, прогулки ,знакомим с литературными произведениями писателей и поэтов города Похвистнево и Похвистневского района. Ведь патриотизм начинается с семьи, с любви к малой родине.

  10. Краеведение в детском саду является одним способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведение является тем педагогическим средством, которое способствует вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни

  11. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания у детей дошкольного возраста любви к родине. Оно воспитывает сознательную любовь к родному краю, как к части нашей Родины, связывает воспитание с повседневной жизнью детей, воспитывает нравственные качества.

  12. Культура человека — это духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовная и душевная утонченность, и творческая активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение.

  13. Что же такое краеведение?

    Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это — наследство, оставленное нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

    Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?