«Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников»
Цель: Расширить представления педагогов о возможностях развития зрительно-моторной координации у детей; представить их вниманию различные игры и игровые упражнения для использования в повседневной или индивидуальной работе с детьми.
У старшего дошкольника необходимо сформировать умение внимательно рассматривать предметы, картины. Эти умения должны быть уже у детей 4-5 летнего возраста. Однако следует обратить внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их взаимосвязь, т. е. на зрительно-моторную координацию, которая является одной из составляющих школьной готовности.
В процессе учебной деятельности ребенку будет необходимо выполнять одновременно два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Потому-то так важны действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы воспринимали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как при рисовании с натуры ребенку трудно скоординировать действия глаз и рук.
Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы.
Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, решать логические задачи, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях или на доске.
Развитие координации в системе «глаз – рука».
Этот вид работы предполагает совершенствование моторной и зрительно-моторной координации, то есть развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, а также укрепление межфункциональных связей. Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать:
Специальные упражнения для развития глазодвигательных функций и развития мышц глаз (слежение глазами при неподвижном положении головы) – это перевод взора слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, круговые движения и т. д.
«Штриховка» — вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки.
«Лабиринты»
«Графические диктанты»
Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков.
Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики)
Упражнения «Узнай по контуру»
Дорисовывание изображений предметов.
Копирование изображений по клеткам в тетради.
Проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами.
Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.
Развивающие игры, например, «Сложи узор».
Длительность непрерывных графических упражнений у 5-6-ти летних детей не должна превышать 5 минут. При большом объеме и продолжительности работы у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия зрительной и статической нагрузки. Обязательно проведение физкультурных минуток.
Во время проведения занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш; за правильным положением руки; за нажимом; правильным положением тела.
Первоначальные упражнения по развитию у детей зрительно-моторной координации рекомендуется проводить с игровой мотивацией (например, помоги зверушкам пройти по середине дорожки; проплыви с моряками по волнам, соедини точки и узнай, кто спрятался и т. п.) . Постепенно игровая мотивация сменяется четко поставленной дидактической задачей. Все упражнения проводятся в системе от простого к сложному.
Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.
Л.А. Шунина