Главная » Форум » Обучение безопасности детей на дороге

Обучение безопасности детей на дороге

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

       Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

        Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.               Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

     Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

     Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

       Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и  запоминают законы улиц и дорог. В «Уголке безопасности» для дошкольников должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:

  • рисунки детей по тематике безопасности дорожного движения, полезные для запоминания цветные иллюстрации из художественной и методической литературы, плакаты небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;
  • отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных светофоров, пешеходных переходов («зебры», подземного, надземного).
  • иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все эти требования отражены в программе «От рождения до школы».

    Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не  допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

     Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы и т.д.   

      Эту работу должны совместно проводить психолог – воспитатель – родитель – ребенок. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае  не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности и в течение всего года.  Для этого необходимо, чтобы воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждой возрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными, научно обоснованными, педагогически грамотными учебно-методическими разработками и наглядными средствами обучения, разработанными на основе новых педагогических технологий.

   Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.           Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

    Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

 

    

Литература

  1. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
  2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. Сада. Изд.2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. 63с.
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.: цв.вкл.

 


20 комментариев

  1. Соблюдение правил безопасности на дороге требуют от ребенка правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. На занятиях необходимо уделять внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.Проведение игровых занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и
    положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

  2. Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Не только воспитатели, но и родители с самого раннего возраста должны рассказывать, знакомить своих чад с правилами, которые необходимо соблюдать на дорогах. Причем делать это нужно систематически.

  3. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.).
    Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

  4. В первую очередь воспитание у дошкольников правил дорожного движения нужно, на мой взгляд, начинать с себя. Если бы взрослые не нарушали, то и детям бы это в голову не пришло. Ведь воспитываем мы прежде всего личным примером.

  5. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, пренебрежении культурой безопасности, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

  6. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье.Об этом должны помнить взрослые. Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода-пример поведения на дороге родителей и окружающих людей.

  7. Очень интересная статья. А главное , актуальная для нашего времени. Главное быть для детей примером, и самому не нарушать правила дорожного движения. Даже если ребенок знает правила, но видит, как близкие ему люди постоянно их нарушают, то и он будет думать , что можно так поступать и ничего не случится.

  8. Безопасность ребенка на дороге, важная и актуальная тема.Взрослым надо сформировать у детей знания о правилах дорожного движения, заботиться, чтобы дети правильно понимали, что происходит на улицах и дорогах. Это поможет сохранить им здоровье и свою жизнь. Жизнь показывает, что часто бывают недисциплинированные пешеходы – дети. Вот поэтому необходимо воспитывать у ребят ответственность за поведение на улице, в транспорте. Эту важную проблему должны решать вместе детский сад и семья.

  9. Очень интересная статья.Хорошо что много внимания стали уделять правилам дорожного движения.беседуя с детьми приятно слышать, как дети рассуждают о дорожных знаках,правилах поведения на улице. Видно, что взрослые рассказывают детям о правилах дорожного движения.

  10. Татьяна, я с вами согласна, очень важная тема затронута в статье. Не должны разниться слова и действия взрослых. Мы пример для детей. В первую очередь ребенок запомнит, что видит.

  11. Согласна со всеми участниками форума, я думаю, что работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Недостаточно одного занятия или беседы с детьми, для того чтобы она принесла результаты. Важно знать и понимать, что детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

  12. Очень нужная и важная статья! Жаль, что родители редко посещают форум СП «Детский сад Алёнушка». Положительного результата по обучению детей безопасному поведению можно достичь в том случае, если обучение будет направлено, прежде всего, на формирование практических умений, с максимальным учетом их психологических и возрастных особенностей на основе анализа ситуаций, которые помогут предотвратить несчастные случаи. И только благодаря совместными усилиями педагогов и родителей.

  13. Я согласна с авторами статьи, что «обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы» И, чтобы обучение детей было не только продуктивным, но и интересным, помимо загадок, стихов и игр можно предложить детям обучающие мультипликационные фильмы и компьютерные игры о правилах дорожного движения. Ведь любимые герои — самые лучшие воспитатели! И чтобы герои не попали в беду на проезжей части, ребёнок обязательно выучит правила дорожного движения!
    А для родителей можно создать образовательный маршрут с ссылками на полезные интернет-ресурсы.

  14. Проблема обучения детей безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему базовых знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, а в дальнейшем поможет избежать опасных ситуаций на дороге.

  15. Спасибо за статью. Тема на самом деле актуальна и важна. Воспитание безопасности детей на дороге должно быть в единстве требований семьи и детского сада. Это обеспечит практическое применение и соблюдение детьми правил дорожного движения. Ведь здоровье детей превыше всего!

  16. Статья, очень нужная и актуальная. Только культура поведения взрослых, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

  17. Эта тема несомненно актуальна. Это связано с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что-то новое ставит наших «почемучек» перед реальной опасностью на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного и безопасного поведения.

  18. Довольно актуальная и очень важная статья. В наше современное время, где все движется со скоростью света. Строятся новые дороги, появляются новые знаки, правила ПДД. Мы должны обучать детей правилам дорожного движения, чтобы дети не попадали в неприятные для своих родителей ситуации. Забота о здоровье детей в наших руках. Начинать обучение детей нужно с дошкольного возраста, так как в этом возрасте детям интересно все.

  19. Полностью согласна со всеми, ведь на самом деле среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым, является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство — дети дошкольного и младшего школьного возраста. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, мы научим детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

  20. Жизнь и здоровье наших детей — это неизмеримое богатство каждой семьи! Все в наших руках, дорогие родители, и счастье детей и наше «богатство» . Будьте достойным другом и примером своему ребенку!!! Успехов!!!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?