Главная » Старшая логопедическая группа «Солнышко» » Консультация для родителей «Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность»  

Консультация для родителей «Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность»  

Современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.

Почему так происходит?

Прежде всего из-за высокой познавательной мотивации, свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных возможностей применения современных информационных технологий для познания, общения или развлечения. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных психологических проблем и затруднений у детей  (особенно одарённых), — к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими. Есть семьи, где родители буквально погружены в мир Интернета, они не только не могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.

Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлечённость начинает становиться чрезмерной и избыточной?  Исследователи отмечают, что большая часть интернет — зависимых пользуется теми сервисами Интернета, которые связаны с общением. Российский врач психиатр, психотерапевт В. А. Бурова считает, что Интернет притягателен в  качестве средства ухода от реальности. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и осознание своей анонимности, безнаказанности и возможности осуществлять фантастические желания. Это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью, а также чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. И последний пункт — это неограниченный доступ к любой информации.

 Как понять, есть у ребёнка такая зависимость или ещё нет?

 Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребёнка:

  • Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.
  • Засиделся до ночи у компьютера.
  • Приходит домой — и сразу к компьютеру.
  • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
  • Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером и, наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
  • Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – прогулкам, домашним делам и т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
  • Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
  • Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

  Как в таком случае помочь ребёнку?

Если семья полная — оба родителя, должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему.  Следует проявлять подлинную заботу о ребёнке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, как долго он пользуется компьютером; если он принимает это желание в штыки и(или) лжёт, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребёнок не видит серьёзной ситуации. Не стоит настраивать ребёнка против себя, наказывая его или устанавливая для него правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.  Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте — одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность переписки в Интернете. Полезно было бы постараться заинтересовать ребёнка чем-то ещё ( настольные игры). Наконец, не следует пренебрегать помощью специалиста (детского психолога, психотерапевта), особенно если он компетентен в применении Интернета.

Ответьте себе на вопросы: в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок? И каковы правила и продолжительность этих игр?

Компьютерные игры приносят не только вред. 

Плюсы.  Развивают:

 — логику, мышление;

 — память (все игры);

 — внимательность, реакцию, сообразительность;

 — знание иностранных языков;

 — знание компьютера (все игры). 

Минусы. Нередко приводят:

— к психическим расстройствам;

— ухудшению зрения;

 — развитию жестокости;

 — ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;

— игровой зависимости.

Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников, необходимо лишь следовать простым рекомендациям:

  • Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим — активные, динамические.
  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы, — такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.
  • Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода — малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов — нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и другое.

Итак, всё дело в чувстве меры. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой — преодолеть собственный соблазн  отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу. Ребенок 5лет может проводить за компьютером не более 7 минут.

 Компьютер — лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?