Главная » Старшая логопедическая группа «Лучики» » Консультация для родителей: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Многие родители считают, что главное при подготовке к школе это научить его писать, считать, складывать и вычитать. В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Поэтому ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

    Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

   Что же включает в себя  логическое мышление?

   Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. В литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

   Предлагаем Вам логические игры математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.    Занимательные задачи, которые  способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Решая их, дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.    

Логические задачи.

  1. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
  2. Марина и Таня пили разные соки — виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок . Какой сок пила Таня ?
  3. Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?
  4. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
  5. Что дольше длится: год или 12 месяцев?
  6. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
  7. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
  8. Под елкой цветок не растет,под березой не растет грибок.Что растет под елкой?
  9. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
  10. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

    Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

  1. Назови одним словом.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк  — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

  1. Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

  1. Найди лишнее слово

Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет, почему он так считает.
Варианты картинок или слов: 

Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона
Дуб, колокольчик, береза, рябина
Мяч, карандаши, кукла, машинка

  1. «Аналогии»
    Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
    Варианты слов:
    Ложка — кушать, а нож- ….
    Пила – пилить, а топор — ….
    Тетрадь – писать, а книга — …..
    Игла – шить, ножницы — …..
    Кровать – спать, стул — ……
    Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
    «Исправь ошибку»
    Муха – ползает, змея – летает.
    Пироги – варят, суп – пекут.
    Собака мяукает, а кошка лает.
    Лицо чистят, а зубы умывают.
    Врач — учит, учитель – лечит.
    Певица танцует, а балерина – поет.
    Ночью светло, а днем темно.
  2. Найди закономерность и подбери пару к слову.
    Птица — перья. Рыба — … (чешуя)
    Огурец — овощ . Ромашка -…
    Учитель -школа . Врач -…
    Стол -скатерть . Пол -…
    Утро -завтрак .Вечер -…
    Человек -руки . Кошка -…
    Рыба -вода . Птица -…
    Красный -стоять . Зеленый — …
    Осень -дождь . Зима -…

6.Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

7.Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

  1. Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример:

  1. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
  2. Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

Пройдите по ссылке, чтобы поиграть  с детьми в развивающие игры онлайн.

  1. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie 
  2. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0235.shtml;

 

На сегодняшний день существует огромное количество не только печатных изданий с упражнениями  на развитие логического мышления, но и предлагаются онлайн игры, где приводятся всевозможные задания для развития детей.

     Желаем Вам успехов!

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?