Главная » «Формирование безопасного поведения поведения детей в быту»

«Формирование безопасного поведения поведения детей в быту»

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

         Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

     Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

— воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости — действовать.

Работа с детьми по безопасности  включает целый комплекс задач:

— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

— воспитание грамотного участника дорожного движения;

— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации образовательно — воспитательного процесса:

·  занятия;

·  заучивание стихотворений;

·  сбор фотоматериалов;

·   игры – занятия;

·  заучивание правил безопасного поведения;

·  беседы;

·  дидактические игры;

·  подвижные игры ;

·  чтение художественной литературы;

·  рассматривание иллюстраций по теме;

·  наблюдения;

·  экскурсии;

·  театрализованные представления;

·  сюжетно – ролевые игры;

·  игры — тренинги;

·  просмотр мультфильмов;

·  трудовая деятельность;

·  продуктивная деятельность;

·  отгадывание загадок;

·  развлечения;

·  досуги;

·  обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

·  встреча с интересными людьми;

·  участие в различных конкурсах;

·  личный пример взрослых.

    Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

— щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План — схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

— дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

— настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

    Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

     Цель работы с родителям — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

  В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.


23 комментария

  1. Затронутая тема очень важна для наших детей.Важно готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях. Важно вместе с родителями привить навыки безопасного поведения в быту, на улице и других местах. Нужно помнить всегда, что жизнь и здоровье ребенка в руках взрослых! Спасибо за предоставленную информацию.

  2. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

  3. Одной из форм организации образовательно -воспитательного процесса по формированию безопасного поведения детей в быту, как отметила Елена Викторовна, является обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения в различных ситуациях.В своей работе с дошкольниками старшего возраста мы проводим цикл бесед таких как:«Один дома», «Если ты потерялся»,«Огонь — наш друг, огонь — наш враг!», «Небезопасные зимние забавы», «Правила первой помощи» и другие. Разбирая различные ситуации, мы, взрослые, удивляемся, что наши дети владеют достаточно обширными теоретическими знаниями, а как они будут использовать свои знания на практике, зависит от нас взрослых. Поэтому необходимо регулярно вспоминать правила поведения , постоянно спрашивать «А как бы ты поступил.., почему ты так считаешь?» А если ребенок не может ответить на вопрос, то мы , взрослые, обязаны подсказать правильные ответы. Будем рядом с нашими детьми!

  4. Важная тема и проблема в нашей современной жизни.Дети сейчас очень любознательны и активны и могут попасть трудные ситуации. И поэтому нужно на это уделять внимание с дошкольного возраста.Постоянно напоминать о правилах поведения, меньше будет несчастных случаев и здоровее будут наши дети

  5. Безопасность — это актуальная тема для детей. Для них всё интересно и чувство самосохранения притуплено. Замечательно, что автор обращаетесь к такой теме. Если ребёнок усвоит правила поведения при экстренных ситуациях в разных видах деятельности, это позволит ему правильно действовать и в реальной ситуации, когда промедление и раздумывание недопустимы. Сложившиеся фиксации поведения всплывут в памяти и помогут правильно отреагировать в опасной ситуации.Здоровья Вам и вашим воспитанникам!!!

  6. Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

  7. В дошкольном возрасте у детей не сформированы в достаточной мере навыки самосохранения, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Поэтому природная любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающей действительности, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. В статье приведены различные формы организации образовательного процесса, которые помогут решать проблему безопасности жизнедеятельности дошкольников. Спасибо за информацию.

  8. Важная и актуальная тема безопасности детей. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. И действительно задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
    Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое — плохо. Классические детские сказки, зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций. А если их еще и обыграть, то наверняка, вживаясь в образ героя, ребенок лучше осознает свое поведение и будет более адаптирован к встрече с непредвиденными ситуациями.

  9. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами, максимально используя авторитет семьи.
    Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети.
    Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через такие формы взаимодействия:
    тематические стенды, уголки безопасности, памятки, консультации, родительские собрания.
    В тематических уголках для родителей размещаем информацию о бытовом травматизме, даём рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту, описание игр, направленных на закрепление у детей навыков безопасного поведения.
    Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Данная работа ведется через:
    -совместную деятельность взрослых и детей: занятия, экскурсии, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность;
    -свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно-ролевые игры.
    Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

  10. Что такое безопасность?Это когда твоей жизни ничего не угрожает, у тебя хорошее здоровье. Успех безопасности детей во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.Самое действенное средство воспитания наших детей-пример поведения родителей, окружающих людей.Наша цель — сформировать в детях сознательное отношение к своей безопасности, понятие вырастать воспитанными, а значит соблюдать правила,в том числе и правила безопасного поведения. Иногда ,из-за невнимательности или по незнанию, попав в сложную ситуацию, не всегда получается сориентироваться, поэтому правила, касающиеся безопасности, необходимо повторять.

  11. Не возможно не согласится с тем, что безопасность жизнедеятельности ребенка и охрана его здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. При этом важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать навыки безопасного поведения. Большое спасибо автору за предрставленную иформацию! В статье доступно раскрывается данная тема.

  12. Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио- и видеотехнике и взрывоопасным предметам. В дошкольном возрасте ребята ощущают себя достаточно самостоятельными и хотят помогать родителям: девочки – попробовать себя в роли хозяек, мальчики проявляют интерес к электроинструменту. Это значит, что не только воспитатели, но и родители должны рассказать им о правилах безопасности при обращении с газовыми или электрическими плитами и приборами. Но излишняя опека может уничтожить мотивацию детей, поэтому им надо давать свободу, в то же время наблюдая, как они справляются.

  13. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов. «Сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: что человеческий организм — сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. А мы им в этом помогаем: беречь и защищать себя и своих близких.Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

  14. Тема безопасности детей в быту сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения.
    Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.Проблема формирования навыков безопасности является актуальной, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И все, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

  15. Безопасность — это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное отношение личной безопасности и социальное образование необходимо начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

  16. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами, максимально используя авторитет семьи.
    Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети.
    Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через такие формы взаимодействия:
    тематические стенды, уголки безопасности, памятки, консультации, родительские собрания.
    В тематических уголках для родителей размещаем информацию о бытовом травматизме, даём рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту, описание игр, направленных на закрепление у детей навыков безопасного поведения.
    Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Данная работа ведется через:
    -совместную деятельность взрослых и детей: занятия, экскурсии, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность;
    -свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно-ролевые игры.
    Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

  17. Современный мир очень быстро и динамично развивается, что мы не успеваем за его развитием. А для маленького человека — это неизведанное пространство. Безопасность детей в быту особенно актуально для воспитателей и родителей. Ведь в каждом уголке нас подстерегает опасность. Поэтому необходимо знакомить с правилами работы электрических и газовых приборов, и как правильно поступить в опасной ситуации, чтобы не случилось беды. Обучение детей правильному поведению в быту залог здоровья и хорошего настроения детей и их родителей.

  18. Дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

  19. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Эта проблема очень актуальна в наше время. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными жизненными трудностями, формировать представление о наиболее опасных жизненных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности и безопасности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  20. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

  21. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

  22. Как доступно объяснить правила безопасности? Рассказ ребенок еще не воспринимает в полной мере, а вот наглядный образ запомнит надолго. В этом могут помочь специальные мультфильмы. Сказочные герои — пример для малыша. Они близки ему, он доверяет добрым мультяшным героям. Вместе с ними маленький человечек проживает все приключения и запоминает рекомендации. Так, несколько раз просмотрев сюжет, малыш запомнит алгоритм действия и научится применять знания в жизни. Родители при совместном просмотре анимационного фильма смогут подсказать, объяснить, если что-то непонятно. Это «Азбука безопасности», «Аркадий Паровозов», «Тетушка Сова», «Смешарики» и другие.

  23. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?