Главная » Формирование инженерного мышления через занятия по конструированию с применением различных материалов

Формирование инженерного мышления через занятия по конструированию с применением различных материалов

В современное время зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники. «Инженерное мышление – это системное творческое мышление позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование. Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность.

Инженерным мышлением обладает не каждый человек. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.

  • Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи, внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.
  • Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.
  • Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.
  • Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.

Формировать предпосылки инженерного мышления у детей дошкольного возраста помогают моделирование, исследовательская деятельность, конструирование.

В развитии инженерного мышления особую роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются средствами развития способностей ребенка и условием развития мыслительной деятельности. Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие взаимосвязи вещей и явлений, которые они не в состоянии освоить в словесных инструкциях, ни при действии с реальными предметами. Способность к использованию в мышлении модельных образов закладывается, начиная с трех лет. Эта способность проявляется в том, что дети легче и качественней осваивают материал средствами схематических изображений (мнемотаблицы, интеллект-карты, конструирование и т.д.)

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими  руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей. Характерной особенностью процесса этой деятельности является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений, образов, что способствует практическому познанию свойств и пространственных отношений.

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Выделяют такие виды конструирования:

Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, рисунок, план).

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д.

Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Конструирование по условиям.

Конструирование по условиям – требования, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрёшки, а матрёшка имеет определённые размеры).

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.)

Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Конструирование по замыслу.

 Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Успешность конструирования зависит от уровня мышления и восприятия. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части – детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом – со всех сторон, спереди, сбоку и т. д; особенно трудно представлять невидимые детали. У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели? В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления:

  • благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты,
  • учится пользоваться чертежами,
  • выкройками,
  • эскизами.

Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Методика конструирования и художественного труда выстраивается   т в контексте   разных       видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим миром, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы,  их     содержание  тесно         связано      с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть.

Занятия по конструированию можно построить с использованием неоформленных и полуоформленных материалов.

Неоформленные – ткань, нитки, проволока, шерсть, веревки, бумага, фольга. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные.

Искусственные  – коробки, пробки,       детали       каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бумы и т. д.

Природные – опавшие листья, веточки, цветы, шишки и т.д.

В зависимости от целей и задач на занятие по конструированию можно выбрать аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название флористика. Для творческих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, шишки,      семена,       косточки,   травы. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними.

Развивать инженерное мышление дошкольника можно другими техниками, средствами и способами.

Декупаж (фр. découpage – «резка») – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка:

– Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.

– Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность).

– В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Витраж – орнаментальная или сюжетная композиция из материала, пропускающего свет.

Коллаж – это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов. (Например, газетных вырезок, кусочков    ткани,         бумаги, фотографий и т. д., которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе).

Бумажная пластика – пластика (лат. plastica – лепка) – в искусстве способ формообразования. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. По своему характеру бумажная пластика имеет сходство с игрой и изобразительной деятельностью – в ней также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения).

Оригами – сложенная бумага – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была открыта бумага.

Декоративно-прикладное искусство.  Раздел декоративного искусства охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом предметам быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода орудия по металлу (металл, керамика, текстиль, дерево) По технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия).

Самая наивысшая ступенька развития инженерного мышления, если ребенок начнет себя видеть в будущем дизайнером, захочет создавать и творить на благо общества.  Дизайнер – художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях.

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, предметов из различных материалов.


14 комментариев

  1. Ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности в дошкольном возрасте, чаще всего не соединит свою будущую профессию с техникой. Поэтому, важно как можно раньше выявить и развивать технические наклонности у дошкольников. А как это можно сделать доступно написано в статье. Спасибо за информацию.

  2. Действительно конструирование очень плодотворно влияет на развитие дошкольников. Кроме того оно интересно для них. Разные виды конструкторов занимательны и привлекают внимание. В данной статье подробно описаны разные виды конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста, которые мы так же применяем на своих занятиях и в свободной деятельности. Это, конечно же дает неоценимый вклад в развитие ребенка и создает предпосылки к развитию инженерного мышления дошкольников.

  3. Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.
    В своей группе работу с конструкторами мы проводим как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме.
    Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.

  4. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа в детском саду по развитию элементов инженерного мышления с помощью конструирования способствует всестороннему развитию детей. Это поможет им в дальнейшем без труда продолжать развивать инженерное мышление и конструктивную деятельность в школе и поможет в будущем выбрать нужную профессию.

  5. На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его не только на занятиях но и в часы, отведенные для свободной деятельности.

  6. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру. А польза от таких игр налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.

  7. Большинство детей просто обожают конструировать- поэтому конструктор, эта та вещь, которая должна быть в каждом доме, и конечно есть в каждой группе. Мы в своей работе используем различные виды конструктора и способы конструирования. Ребята создают различные конструкции, поделки на НОД, в режимные моменты, во время игровой и самостоятельной деятельности. Это позволяет не только занять детей, но и способствует их всестороннему развитию.

  8. Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

    Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

  9. За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми разнообразными, современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные особенности воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших. Как среди всего разнообразия материалов выбрать нужное, как построить занятия описанно в данной статье. Спасибо автору за познавательную и актуальную информацию.

  10. Спасибо за познавательную статью, в будущем хотелось бы посетить мастер-класс , чтобы на практике увидеть, как работать с детьми по данному направлению

  11. Важную роль в формировании творческой личности ребенка раннего возраста играет детское конструирование, которое соответствует интересам и потребностям ребенка. Сооруженные детьми раннего возраста постройки активно используются детьми в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые, в свою очередь, развивают у детей техническое и инженерное мышление.

  12. Конструирование дает большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества. Активная деятельность в процессе конструирования — необходимое звено в системе коррекционного обучения.

  13. Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь.

  14. Конструирование одно из важных условий формирования у детей инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, вносить необходимые изменения в работу; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?