В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст – это в буквальном смысле – начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Задача педагога – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,формирования здорового образа жизни с детьми раннего возраста можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Закаливающие мероприятия – организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке спользуются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.
Динамические паузы –комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», « Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).
Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц)
Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома. («Белочка», «Наша группа», «Пирог», «Капуста»).
Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).
Дыхательная гимнастика – оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек».
Гимнастика пробуждения – проводится в постели: потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.
Арт-терапия — художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечься и успокоиться. В течение дня можно включать в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.
Физкультурные занятия: проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 10 минут. Такие занятия состоят из трех частей:
вводной (ходьба, чередующая с бегом;
основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом);
заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).
Дети обучаются движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей, движения сопровождаются песенками, стихами.
Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно — эмоциональное напряжение.
Проблемно — игровые занятия: обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка — шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, например, «Что нужно делать, чтобы не болеть».
Коррекционные технологии:
Музыкотерапия помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. Широко используется ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.
Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Реализация этих методов и приемов осуществлятся в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.
Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса. С момента поступления ребенка в детский сад педагоги должны строить совместную работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
В работе с родителями педагоги ДОО делают упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группах работы по формированию ЗОЖ и вовлечение в неё родителей.
Для этого проводятся беседы с родителями на темы: » Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы. Используются папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Сухомлинский В.А. сказал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Урманова Наталья Васильевна
Важно заложить основы здорового образа жизни с раннего возраста. В этом нам помогают здоровьесберегающие технологии. Очень полезная информация. Спасибо
Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Очень важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована ФГОС дошкольного образования.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка ,решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Очень интересная и полезная информация, в нашем современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Спасибо.
Очень интересная и познавательная статья. Ведь применение здоровьесберегающих технологий в работе способствует повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей; улучшению эмоционального благополучия каждого ребёнка; стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.
Полезная и интересная статья. И очень хочется чтоб наши родители тоже применяли здоровьесберегающие технологии дома с детьми для повышения всестороннего развития личности ребенка .
Статья особенно актуальна в наше непростое время, когда нужно сохранить здоровье и физическое, и психическое у детей. Технологии сохранения и стимулирования здоровья помогут быть всегда бодрыми, веселыми.
Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье — человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Очень важно привить у ребенка любовь к спорту, тогда и здоровье не будет подводить!
Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами. Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка, является первоосновой его полноценного развития. Очень полезная информация. Спасибо.
Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность.
Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни. Это всегда актуально.
Очень актуальная статья. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям .