В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений. Дети с ОВЗ объективно нуждаются в комплексной специализированной помощи и активном психологическом сопровождении их полноценного и доступного развития, воспитания, обучения. Во многом эти дети, как и другие, имеют свою систему ценностей, потребностей, свой характер. Специфичность этого вопроса в том, что для них процесс приспособления к социуму будет происходить несколько иначе, чем у других, что обусловлено их физическим и психическим здоровьем; особыми потребностями в организации образовательного процесса; внутренней установкой такого ребенка в отношении к окружающим, к своему недугу. Все это важно учитывать тем педагогам, которые взаимодействуют с ребенком ОВЗ.
Задачей детского сада является, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы для таких дошкольников. Такое направление как нейрокоррекция в игровой форме может помочь ребенку справится с проблемами в развитии.
Что же такое нейрокоррекция?
Нейрокоррекция — это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Цели нейропсихологической коррекции:
- развитие высших психических функций;
- функциональная активация подкорковых образований мозга;
- обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
- стабилизация межполушарного взаимодействия;
- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;
- обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для артикуляционного аппарата;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения релаксационные;
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
- упражнения с правилами и т. д.
Данные нейропсихологические упражнения направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.
В СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево использование нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья реализовывается через программу корреккционно-развивающей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Умные движения».
Программа включает три блока:
1. Блок «Моё тело», который реализует учитель-дефектолог, включает 24 занятия.
2. Блок «Я учусь думать», который реализует педагог-психолог, включает 24 занятия.
3. Блок «Моя речь», который реализует учитель-логопед, включает 24 занятия.
Остановимся на Блоке «Я учусь думать», который реализует педагог-психолог.
Для начала работы проводится диагностика, с целью выявления уровня развития ребенка, и в дальнейшем, опираясь на полученные данные, можно подобрать блок конкретных упражнений для работы с тем или иным ребенком.
Каждое занятие включает в себя 4 обязательных блока упражнений:
1. Дыхательные упражнения. Направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения выполняются сначала лежа, сидя, и стоя.
2. Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их эффективно использовать перед письменными заданиями.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
В комплекс включаются упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются яркие предметы.
3. Упражнения на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов. Упражнения развивают те структуры головного мозга, которые отвечают за пространственное или наглядно-образное мышление, развивают функции памяти, внимания, восприятия. Занятия развивают также межполушарные связи, функции регуляции и программирования своей деятельности, вообще все то, что необходимо для полноценной учебной деятельности. В занятиях дети выполняю тследующие задания: двуручные пробы (рисование одновременно двумя руками, рисование по клеточкам, графические диктанты, задания на выделение фигуры из фона и наложенные фигуры, задания с кубиками коса и палочками, разрезные картинки, лабиринты и др.
4. Упражнение на формирование навыков внимания, программирования и произвольной саморегуляции. Упражнения направлены на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность; нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов; развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела.
В этот блок входят следующие упражнения:
- Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
- Упражнения по визуализации. Они способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
- Упражнения для релаксации (снятие напряжения). Упражнения на релаксацию проводятся как в конце занятия, с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Таким образом, использование нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию сенсомоторной сферы детей и в дальнейшем может гарантировать их успешное обучение в школе и социализацию в обществе.
Татьяна Александровна, спасибо за полезную информацию. Важно , что программа «Умные движения», по которой Вы работаете, дает возможность подобрать блок конкретных упражнений для работы с тем или иным ребенком. Заметила, что детям нравится выполнять упражнения, где нужно рисовать одновременно двумя руками, по клеточкам или графические диктанты, что способствует развитию межполушарного взаимодействия у детей.
Очень важная и полезная информация. А мне бы хотелось отметить пользу нейропсихологических игр и упражнений при обучении детей чтению. Как мы знаем, овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга, взаимодополняемости левого и правого полушария. Отсутствие же слаженности в работе двух полушарий – одна из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям.
Проводя с детьми релаксационные этюды, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность. Также упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.
С помощью таких упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. У детей развиваются навыки концентрации, координация движений.
Очень актуальная тема, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. И наша задача компенсирующей направленности является, повышение эффективности коррекционно – развивающей работы в группах. Такое направление как нейрокоррекция в игровой форме может помочь ребенку справится с проблемами в развитии.
Мы активно применяем на НОД и в режимных моментах дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для артикуляционного аппарата; также выполняем с детьми различные упражнения для развития мелкой моторики рук и, конечно, релаксационные упражнения. Все это позволяет получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Нам бы хотелось отметить, что примером успешного использования нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе является театрально-игровая деятельность. В кружке у воспитанников развиваются двигательные функции, расширяется кругозор, формируются навыки коммуникативно-речевого общения, улучшается физическое и эмоциональное состояние.
Очень полезная и актуальная статья. Мы в своей работе ,кроме логопедических приемов используем и релаксирующие упражнения, позволяющие детям скинуть мышечное и эмоциональное напряжение. Упражнения на релаксацию проводим в процессе образовательной деятельности и в режимные моменты в форме небольшой игры.
Сейчас, когда резко возросло число детей с отклонениями в пси¬хическом развитии, вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога. Соответственно только их сво¬евременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющих¬ся трудностей. Правильно организованная работа в этом направлении обеспечит эффективность всей коррекционно-педагогической работы с детьми с проблемами развития психики, детей с ограниченными возможностями здоровья и умственно отсталыми детьми, подготовку их к самостоятельной жизни и общественно-полезной деятельности.
Очень актуальная информация для работы с детьми с ОВЗ. Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Очень актуальная статья. Сейчас работа с детьми в нейропсихологическом подходе становится всё более популярной. Поиск новых методов и форм работы привел нас, специалистов ДОУ, к изучению и введению в ежедневную практику нейропсихологических упражнений.Совместная работа узких специалистов, когда каждый включает в свои занятия элементы нейропсихологических техник, является более эффективной и даёт устойчивую положительную динамику в коррекции у детей с ОВЗ.
Именно развитие двигательных функций является тем фундаментом, над которым будут надстраиваться все психические функции. И воздействуя на ребенка через движение, мы имеем возможность развивать то, что не развилось своевременно.
Спасибо за актуальную и интересную информацию. Думаю, применение данной технологии, будет полезно не только узким специалистам, но и воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ. хотелось бы более подробно ознакомиться с упражнениями, которые можно использовать в данном направлении.
Спасибо за статью, очень важная тема, т.к. нейропсихологический подход дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.
Очень полезная и интересная статья. Хотелось бы отметить, что применение педагогами системы упражнений с нейропсихологическим подходом, оказывают положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии, и в частности в речевом.