Главная » Особенности работы с одарёнными детьми в ДОО

Особенности работы с одарёнными детьми в ДОО

Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых. Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом,задатки – это некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой и др.).

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают.

В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека:

– интеллектуальной,

– академических достижений,

– творческого мышления,

– общения и лидерства,

– художественной деятельности,

– двигательной.

Каждой сфере способностей соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми, можно определить сферу талантов ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:

 – наблюдательность;

 – разносторонняя любознательность;

 – исключительная память;

 – легкая обучаемость;

 – широкий кругозор;

 – умение хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:

– часто выбирает своим занятием чтение;

– использует богатый словарный запас;

– подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

– способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

— демонстрирует умение читать.

Если дошкольник талантлив в математике, то для негохарактерно:

– проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;

– проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;

– демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);

– выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;

– умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег;

Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:

– внимание к предметам и явлениям;

– проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;

– частые вопросы о происхождении или функциях предметов;

– проявление большого интереса к естественно-научным опытам и экспериментам.

Дети, у которых преобладают академические способности, в дальнейшем хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.

Если у ребенка творческое мышление, то есть он имеет склонности к творчеству, то он:

– чрезвычайно пытлив и любознателен;

– способен, не отвлекаясь, заниматься интересующим его делом, работой;

– демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);

– часто делает все по-своему (независим);

– проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;

– продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.

Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.

Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и/или к музыке.

В изобразительной деятельности для ребенка характерно:

– проявление очень большого интереса к визуальной информации;

– проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;

– демонстрирование опережающей свой возраст умелости;

– осознанное построение композиции картин или рисунков;

– отменные композиции, конструкция и цвет работ.

Способный к музыке ребенок:

– проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

– чутко реагирует на характер и настроение музыки;

– легко повторяет короткие ритмические куски;

– узнает знакомые мелодии по первым звукам;

– с удовольствием подпевает.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

– легко приспосабливается к новым ситуациям;

– предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;

– в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

– имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

– с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

– другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

– проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

– любит движение (бег, прыжки, лазание);

– обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

– прекрасно удерживает равновесие;

– обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Одаренность – это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие способности, в одном или нескольких видах деятельности.

Признаки одаренности:

– ребенку скучно в детском саду (безучастное поведение в детском саду объясняется именно одаренностью ребенка, в жизни которого присутствует несоответствие способностей и внешней среды для их выражения);

– раннее развитие речи.

Одаренные дети – дети, обладающие несколькими видами способностей. Одаренный ребенок может даже не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между взрослым и ребенком нет доверительных отношений. Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

Условия для развития одаренности – подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться. Страх и неуверенность в себе опасны для врожденных способностей ребенка. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления.

Проблемы одарённых детей

– Отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

– Трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

– Отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

– Погружение в философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

– Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

– Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одаренными детьми

Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.


21 комментарий

  1. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.Спасибо за статью,Людмила Николаевна!

  2. Очень полезная статья. Ведь работа с одарёнными детьми требует от педагогов постоянного развития, личностного роста, пополнения знаний в области психологии, обмена опытом с другими педагогами и педагогами- психологами. Педагог должен плотно общаться с родителями одарённых воспитанников, чтобы создать все условия для развития таланта у ребёнка.

  3. Очень полезная и актуальная статья.
    В своей статье «Основные проблемы дефектологии» Л.С. Выгодский писал:
    «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует по-вышенное, усиленное движение вперед».
    Всепоглощающее любопытство — одно из отличительных черт одаренных детей. Они отличаются разнообразием интересов и могут заниматься в нескольких кружках, секциях не утомляясь выполнять поставленные пред ними задачи при условии грамотного педагогического сопровождения. Почти во всех своих начинаниях дети добиваются успеха, а в некоторых случаях — отличных результатов, Таким образом, у детей развивается моти-вация к коллективным занятиям, появляется желание выполнять функции лидера.

  4. Работа с одаренными детьми интересная и сложная. Чтобы выявить задатки ребёнка нужно работать с ним, наблюдать к какой сфере деятельности он более склонен. Стать для ребёнка наставником, близким человеком, чтобы он смог тебе довериться и все его страхи ушли. Дать больше уверенности, что он сможет добиться успехов.

  5. Полезная и интересная статья. Одарённые дети – это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием.Любому обществу нужны одаренные люди, и наша задача состоит в том, чтобы во время рассмотреть и развить способности этих детей.

  6. Спасибо за интересную и актуальную статью. Действительно, среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

  7. Педагогам, следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка.

  8. Согласна с вами, коллеги ,очень важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей. Ведь одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Этот дар не терпит застоя. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.

  9. Развитию одаренности детей, как показывает наша практика и многолетние наблюдения, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, используют общие игры, совместный труд, обсуждают решение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь, на наш взгляд, для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.
    На базе нашего детского сада проходят смотры-конкурсы: «Лучшее новогоднее украшение», «Рождественская игрушка», «Щедрая осень», конкурс «Созвездие талантов» и многие другие. Дети и родители радуют нас поделками из природного и бросового материала. Ребятам очень приятно видеть собственные работы на выставках, с большим любопытством рассматривают поделки других детей.
    Все эти организованные конкурсы помогают детям раскрыть свои таланты, возможности, проявить фантазию, почувствовать уверенность в собственных силах. Мы помогаем понять каждому ребенку, на что он способен, даём возможность почувствовать себя успешным и счастливым.

  10. Да, детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Конечно, повышая умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка, важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. И нам важно помочь ребёнку в построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми, когда при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими.

  11. Обсуждая данную тему, необходимо несколько слов сказать о роли семьи в гармоничном развитии личности ребенка, особенно когда касается одарённых детей. Участие родителей в физическом развитии своего ребёнка позволяет уже в раннем детстве разглядеть двигательные способности, а иногда и талант юного будущего спортсмена. Первый отбор в спортивные секции гимнастики, аэробики, фигурного катания и др., проходит в дошкольном возрасте. Но, далеко не все родители занимаются физическим развитием детей. Чаще это бывает в семьях, где сами родители любят физическую культуру или занимались спортом. Значит, если увеличится количество молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, то возрастёт вероятность, что их дети с раннего детства будут приучаться к физической культуре.

  12. Спасибо за актуальную статью, согласна с мнением коллег. Мне, как учителю-логопеду хочется написать про детей с ОВЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи – в силу множества неблагоприятных факторов не имеют возможность высказаться, сформулировать и произнести даже простейшую фразу, тем не менее так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное творчество! То, что нельзя произнести, можно нарисовать красками или слепить. И с такими детьми в нашем саду педагоги занимаются индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки, а также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов. Ведь творческое, независимое мышление является признаком гармоничной личности.

  13. Спасибо за интересную статью. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
    Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

  14. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму.

  15. Согласна с автором статьи, тема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Спасибо, за информативную статью, в свой работе буду руководствоваться перечисленными методами работы с одаренными детьми.

  16. Мне бы хотелось обратиться к проблеме одарённости среди детей с ОВЗ. Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж. Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими недостатками, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Для данной категории детей необходимо разрабатывать Индивидуальный образовательный маршрут. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами своего сообщества.

  17. Статья интересная и актуальная. В своей работе буду использовать перечисленные методы работы с одаренными детьми. На самом деле — дошкольный возраст — начало становления личности. И очень важно взрослым не упустить этот момент, а способствовать развитию малыша. Спасибо за предложенную информацию

  18. Спасибо за интересную и познавательную статью. Работа педагога с одарёнными детьми — это сложный методичный процесс. Он требует, не только глубоких, постоянно обновляемых знаний, но и большого душевного тепла, понимания и уважения его как к личности. Работа с одарёнными детьми требует постоянного роста мастерства самого педагога.

  19. Спасибо большое за отзывы. Тема действительно актуальна. Я рада, что предоставленный мною материал стал полезный и интересный. Желаю всем успеха в работе с одаренными детьми, в создании условий для развития таланта у ребёнка.

  20. Основная идея ДО по выявлению и развитию одаренных детей состоит в том, чтобы объединить усилия воспитателя и родителей,чтобы создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка.Спасибо за статью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?