Главная » Современные методики и технологии для повышения познавательного интереса дошкольников к ФЭМП

Современные методики и технологии для повышения познавательного интереса дошкольников к ФЭМП

Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область “Познавательное развитие” и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Одной из задач современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Как же повысить познавательный интерес дошкольников к ФЭМП?

Дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным, необыкновенным, нетрадиционным.

Прогресс не стоит на месте, и новые педагогические технологии могут и должны внедряться в образовательную среду детских садов.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса (цели, содержание, средства, формы, методы обучения), построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.) Рассмотрим, какие технологии  применяются в математическом развитии детей дошкольного возраста.

  1. Информационно – коммуникативные технологии.

Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации выполняют функции демонстрационного материала. В отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации.

  • Здоровье-сберегающие технологии.

Занятия по математике требуют от ребенка достаточной усидчивости, концентрации внимания и памяти. Поэтому важно рационально организовать учебный процесс в соответствии с возрастными, индивидуальными, гигиеническими требованиями, чтобы ребенок не переутомлялся на занятиях, не наносил ущерб своему здоровью. Во время НОД обязательно проводятся динамические паузы, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, «минуты тишины» (релаксация, психогомнастика, элементы аутотренинга) и др.

  • Технология проектной деятельности.

В раннем возрасте дети – «Почемучки», которые интересуются буквально всем, всё пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов.

Через проектную деятельность можно: формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности; закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое; учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.

  • Технология создания развивающей среды. Рассматривается – как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает – обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет – педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
  • Социо-игровые технологии

Игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

  • Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности:

— дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

— образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

  • Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
  • Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Метод «Мозговой штурм»

Метод «Синектики»

Метод морфологического анализа

Метод каталога

Метод фокальных объектов

Метод маленьких человечков

Для эффективности необходимо соблюдать этапы работы по использованию элементов ТРИЗ. Первый этап – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Второй этап – учить детей фантазировать, изобретать. Третий этап – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Четвертый этап – ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

  • Технология развития критического мышления

Основные приемы:

  • Верные и неверные утверждения;
    • Кластер;
    • Дерево предсказаний;
    • Толстые и тонкие вопросы;
    • Чтение с остановками;
    • Синквейн;
    • Кубик;
    • Перемешанные события;
    • Заучивание по схеме;
    • Загадка;
    • Цитата;
    • Корзина идей и многое другое.

Данную технологию можно применить к любому занятию, видоизменяя вопросы и задания в соответствии с нужной темой.

  1. Использование авторских методик для повышения познавательного интереса дошкольников в математическом развитии.

– Игры с логическими блоками Дьенеша;

         – Палочки Кюизенера;

– игры Никитина;

– Технология Воскобовича: «Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат») или «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами»

– игровой набор «Дары Фребеля»

– «Нумикон». Программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики.

  1. Моделирование: Перспективный метод обучения дошкольников математике на современном этапе, оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети  могут использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупать в магазине шапок столько, сколько кукол и т.п.)

Таким образом, самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.


13 комментариев

  1. Статья интересная, познавательная. Рассмотрены все педагогические технологии, которые нужно использовать на непосредственной образовательной деятельности, чтобы детям было интереснее узнавать новый материал. Математическое развитие — это и всестороннее развитие личности.

  2. Спасибо,Людмила Николаевна за статью. Особенно заинтересовала технология развития критического мышления,которая дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

  3. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Статья содержит рекомендации для педагогов по обучению детей математике через игру. Очень познавательно.

  4. Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

  5. Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич:
    «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
    Спасибо за интересную статью.

  6. Несомненно, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Спасибо за познавательную статью.

  7. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

  8. Прогресс не стоит на месте, и новые педагогические технологии могут и должны внедряться в образовательную среду детских садов. Меня заинтересовала технология развития критического мышления. Спасибо автору.

  9. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Очень большую роль в этом играет развивающая предметно-пространственная среда. Мы в своей группе стараемся постоянно ее разнообразить, чтобы поддерживать познавательный интерес детей в формировании элементарных математических представлений.

  10. В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль. Одной из задач современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

  11. Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

    Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. В этом поможет эта интересная статья. Читайте и пользуйтесь предложенным материалом. Спасибо!

  12. Интересная и познавательная статья. Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

  13. Спасибо, за статью, все технологии и методики важны для обучения детей. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?