« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.
Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени: — Сложная экологическая обстановка в мире; — ее тяжелые последствия; — экология родного края; — засоренность среды обитания; — чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; — теряют плодородие почвы; — обедняются флора и фауна
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину
Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.
Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.
Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Считаю, что экологическому воспитанию необходимо определить приоритетное место, потому как, если ребенок увидит всю красоту природы и кроме того, будет принимать непосредственно посильную помощь в ее охране и приумножении, то это решит многие проблемы. Ребенок станет добрее, ответственнее, научиться ценить и свой и чужой труд. Но это возможно только совместно с родителями. Мы как педагоги бессильно привить какие-либо моральные нормы, если семья будет делать прямо противоположные вещи: например, если мы говорим не рвите цветы, не ломайте ветки деревьев, а мама идет по дорожке и срывает листочек для своего ребенка, потому, что он так захотел. Поэтому, хотелось бы сказать родителям в первую очередь, сохраните природу для своего ребенка, ведь вы не хотите же, чтобы он вырос в безводной пустыне, бесчувственным существом.
Не понаслышке мы знаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей.В настоящее время понятие «экология», из сугубо научного, превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходя, прежде всего от разнообразной деятельности людей. Обычно же под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно, это составная часть такого воспитания. И мы формируем у детей правильные представления о природе, воспитываем бережное отношение ко всему живому. Экологическое воспитание дошкольника — важная необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.
В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.
Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. Поэтому важно правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.
Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.
И важно не забывать быть для детей примером. Нельзя воспитывать в детях экологически образованного человека, если сам не являешься таковым.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у детей формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Дошкольный возраст самый хороший возраст для воспитания у детей бережного отношения к природе.Воспитав с детства у ребенка любовь к природе, он став взрослым будет бережно относиться к окружающему миру и воспитывать своих детей в этом же направление .Поэтому очень важно правильно сформировать с детства представления о значимости природы в нашей жизни
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века.А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране-одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом.Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения.Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.
Дошкольный возраст — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.
Чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.
Нельзя не согласиться с остальными участниками форума с тем, что экологическое воспитание не только важно но и необходимо для дошкольников. Знания о природе, закономерностях развития в животном и растительном мире необходимо закреплять на практике. В дошкольном возрасте большой интерес у детей вызывает исследовательская деятельность и эксперементирование.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Формирование экологической культуры дошкольников – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства своим примером. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребенка формируется стиль поведения в природе. Дети должны знать, что растения и животные — живые существа: они дышат, пьют воду, растут, а самое главное — чувствуют боль. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной с взрослыми деятельности.
Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы. И очень хотелось бы чтобы эти знания закрепляли и приумножали наши самые лучшие родители. Успехов всем!
Выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
Я полностью согласна с авторами статьи, что «одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями» и хотела бы обратить внимание родителей на огромные возможности художественной литературы на темы экологии. Это стихи А. Кардакова «Храм природы», В. Чижова «В природе столько красоты!», М. Дудина «Берегите землю», Е. Смирновой «Давайте вместе землю украшать», рассказы для детей Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно», Лопатина А.А. «Сказы матушки земли», рассказы В.Бианки, М. Пришвина, отрывки из рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» и многие другие произведения. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение – лучшее учение». Начало этому учению закладывается в семье. Детские впечатления самые устойчивые. Большой интерес у детей вызывает природа, а книги помогают детям ориентироваться в окружающем мире, развивают пытливость и любознательность, а также формируют основы экологической культуры.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Я считаю, что экологическим воспитанием должны заниматься не только детский сад, но и родители в первую очередь. Они прививают нормы поведения своим детям – и в театре, и в лесу. И каким вырастет маленький человечек — зависит от тех мыслей и поступков, которые ему «вложат» в душу и в сердце близкие люди. И будет ли он сопереживающим, чутким и внимательным по отношению к природе – тоже зависит от того, чему его научили в детстве.