Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны и кажутся им необычными. С возрастом и накоплением объема информации об окружающем потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» – всё это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков.
Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно, чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.
Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;
Цель данной технологии — развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
Задачи:
- формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
- способствовать проявлению избирательных интересов;
- развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
- расширять кругозор воспитанников;
- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
- формировать бережное отношение к хранению коллекций;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние – это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних коллекций – демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).
Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, мы используем материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). С детьми мы обсуждаем материал, ищем черты сходства и различия между объектами, находим в результате обсуждения-рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещаем в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.
Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.
На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.
В работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.
Что коллекционировать?
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенности детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей – в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем – фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.)).
Хранение коллекции.
В нашей группе отведено место для выставки объектов и хранения коллекций. Эти коллекции служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому коллекции размещены в группе так, чтобы они были доступны детям; имеют эстетичный, привлекательный вид; все объекты систематизированы по категориям.
Использование коллекции
Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции используются в различных видах детской деятельности:
- в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)
Например: По познавательному развитию можно провести следующие занятия:
«Чудо-пуговка». Задачи: закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.
«История пуговицы». Задачи: познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.
«Пуговица-путешественница». Задачи: вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.
Можно предложить такие дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность)
Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».
- в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры;
- в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;
- в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;
- в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.;
- в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликации, макеты;
- в конструировании.
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования осуществляется: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании – систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.
Педагогическая цель коллекционирования — это развитие связной речи и познавательной активности детей дошкольного возраста.
В настоящее время взрослые мало интересуются, что же собирают дети.
Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?
Потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. А так , как возможности ребенка пока еще невелики, он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой, всем прекрасным, чтобы и воспитывать у них интерес к миру предметов и прививать знания и любовь к отечеству.
Коллекционирование, несомненно очень интересно и познавательно. И действительно дети все время, что -то собирают: то листочки, то травинки, то разные «золотые» камушки. Это для них настоящая драгоценность. И важно развивать этот интерес к познанию окружающего мира. У нас в группе также есть несколько коллекций, которые ребята рассматривают, а с некоторыми играют, например с бусинками, пуговичками, камушками. Все это вносит неоценимый вклад во всестороннее развитие и воспитание ребенка.
Помимо полезных навыков, которые приобретают юные коллекционеры, собирая коллекцию, ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость. Но соглашусь с Алиёй, необходимо следить за тем, что собирают дети. Процесс коллекционирования должен выполнять не только образовательную и развивающую задачи, но и воспитательную.
Спасибо ,коллеги за статью.Она заставила нас задуматься. Что можно коллекционировать в театрализованной деятельности? В нашем театральном уголке имеются куклы для игр. А что если предложить детям коллекционировать кукол?Коллекционирование кукол приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства,развивает эстетический вкус и творческие способности. В своей дальнейшей работе мы хотим применить данный прием.
Коллекционирование не только интересно, но и несет пользу. Потому что, увлекшись этим занятием, малыш будет тренировать память, внимание, логическое мышление. Он учится аккуратно относиться к своей коллекции, беречь ее. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В нашей группе есть маленькая коллекция игрушек из киндер – сюрпризов. Мелкие игрушки просто созданы для того чтобы развивать детскую память и мышление.
В процессе сбора коллекции у дошкольника возникает желание бо¬ль¬ше узнать о предметах своей коллекции, т.е. у него расширяется кругозор. Ребенок развивает мышление, память, внимание, усидчивость, аккуратность и бережливость. Дети учатся видеть, сопоставлять, фантазировать, наблюдать. Сам процесс коллекционирования создаёт установку у дошкольника обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия. У детей развиваются тактильные ощущения, восприятие форм, цвета, пространства, звука, состояния предметов (мягкое, твердое). Пока¬зы¬вая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, ребенок учи¬т¬ся общению. Занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству детей, активизируют имеющиеся у них знания.
Коллекционирование, помимо расширения кругозора, приучает к систематизации и организации, способствует укреплению внутреннего психологического комфорта, даёт ощущение определённой самодостаточности, что способствует также и успеху логопедической коррекции. Так же можно сказать, что коллекционирование как увлечение способно оказать помощь в коррекции речевых нарушений, но этим его роль естественно не ограничивается: увлечение коллекционированием в детском возрасте – это интересный и перспективный путь социализации, повышения авторитета среди ровесников а также достижения дальнейших жизненных успехов.
Интересная и познавательная статья. Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
Согласна с авторами статьи, но хочется добавить, что немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.
Интересная и познавательная статья, прочитав её, я задумалась о том что нужно с детьми начать коллекционировать. В нашей группе это пока не практикуется, решила предложить детям и вместе с ними выбрать тему, будет очень интересно и познавательно
Спасибо за интересную статью. Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, открытки с актерами кино, фантики от конфет. Жаль что моя коллекция не сохранилась…. Коллекционирование это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”
Коллекционирование играет важную роль для объединения детей в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию партнёрства, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей.
Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.