Главная » 2 младшая группа «Пчёлки» » Как  развить интерес к математике у  детей младшего возраста

Как  развить интерес к математике у  детей младшего возраста

                                                          «Кто с детских лет занимается                        

                                                           математикой, тот развивает

                                                           внимание, тренирует свой

                                                           мозг, свою волю, воспитывает

                                                           настойчивость и упорство в

                                                           достижении  цели»

                                                      Алексей Иванович Маркушевич

      В настоящее время в эпоху компьютерной революции ранее верная точка зрения, что «не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, тем более завтра математика необходима огромному числу людей различных профессий, т. к. она играет большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

        Математика обладает уникальным развивающим эффектом.   Математика — царица всех наук! Она приводит в порядок ум! Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.       Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

     Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. Наша задача: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

     У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет формируются:

1.Понятия числа: Считать до трех, знать состав числа 3 на наглядной основе, уметь пересчитывать в пределах 3 с обобщающим жестом;

2.Чувство пространства: знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

Составлять из частей целую фигуру, соотносить предмет с формой.

3.Логическое мышление:Ребенок должен уметь группировать фигуры по цвету, по форме, по величине, по иному признаку;исключать  из группы лишний; выполнять задания по схеме;

4.Временные отношения.Знать основные части суток.

     Математические способности формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. А всем нам известно, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра.

       В. А Сухомлинский сказал: «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игры на развитие математических способностей.

  1. Упражнения с цветными счетными палочками.

Знакомство с формами. Дети строят и преобразуют простые фигуры по условиям.

  1. Упражнение: «Какая фигура лишняя?».

Материал: набор фигур-круги (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».   

  1. Упражнение: «Найди и покажи».

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.  «На этом рисунке спрятаны треугольники. Найди и покажи их».

  1. Упражнение: «Из каких фигур состоит?»

         Материал: рисунок на котором изображены кошка, кот и котенок, нарисованные из геометрических фигур (треугольник, круг), разных по величине. Попросить ребенка рассказать из каких фигур кто состоит. 

  1. Упражнение: «Собери пазл».

Материал: геометрические пазлы. Вы показываете картинку с геометрической фигурой и ребенок должен собрать картинки, которые похожи по форме с данной геометрической фигурой.

       В совместной деятельности взрослого с детьми большое значение имеют дидактические  игры. Вот примеры некоторых игр:
   
     «Суточные часы». Игровой материал: круг, обозначающий круглые сутки и разделенный на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Около каждого времени суток нужно положить картинки с характерным для этого временного отрезка видом деятельности детей и взрослых.
     “Какой формы?”, “Почини коврик”. Предлагаются иллюстрации с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.
Дидактическая игра «Узор в геометрической фигуре».
Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.

        В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Детям можно предложить продолжить ряд геометрических фигур или найти пропущенный элемент, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются, выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
      Использование  различных игр в работе с детьми  даст  большой заряд положительных эмоций, поможет  детям закрепить и расширить знания по математике,чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?