Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте. Как подготовить его к школе? Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно – следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь». Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерная, присовременном образе жизни, явление.Сегодня мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. На основе обследования детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов.
Еще В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находится на кончиках их пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связанная речь. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Хорошо использовать в работе по развитию мелкой моторики, пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки в которых реальный мир представляли ярко, художественно и что очень важно, понятно даже самым маленьким(Ладушки – ладушки, Сорока — белобока). Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.Многие мамы и бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность.На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь с взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами (пирамидки, мозайка), застегивание пуговиц, кнопок, закрепленных на липучках; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой.
Среди игрушек ребенка обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, куклы, конструкторы. Хорошо если у ребенка свой набор: лопаточки, совочки, грабельки, лейка. Нужно показать, как правильно пользоваться ими. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что выполняя ее, они приносят пользу. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы вы не находились: в саду, во дворе или на берегу у водоема нужно предоставить детям возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Зимой под рукой другой материал – снег. Нужно научить ребенка лепить из снега, метать снежки, разгребать снег лопатой, к тому же на снегу, как и на песке можно рисовать. Не упускайте возможности познакомить детей с различными продуктами. Малышу интересно перемешивать, размешивать, пересыпать, отливать, подливать и переливать. Ребенку доставляет удовольствие раскатывать тесто. Не пугайтесь, если ваш ребенок разольет воду, намочит руки, рассыплет крупу. Все это поправимо. Ведь ребенок в процессе этих действий развивает мелкую моторику пальцев рук. Роль таких игр велика для речевого развития малыша. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития? Нет, занятия рисованием и лепкой так же способствуют развитию мелкой моторики руки, что способствует подготовки руки к письму. И так, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти значит уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка. Для определения уровня развития речи детей, данного возраста, используется один простой способ. Ребенка просят показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – «говорящие дети», если же пальцы напряжены или напротив, вялые и сгибаются и разгибаются вместе, то это – «не говорящие дети». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удастся.
Воспитатель: Яковлева Л. В.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.