Главная » Система работы по воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Государство пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения уделено особое место и в правительственных документах. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в содержании которого отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ 25 ноября 2022г, поставило патриотическое воспитание дошкольника «во главу угла».

Уже во втором пункте «Основных положений» говорится о том, что ФОП позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: «обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование его культурной и гражданской идентичности на соответствующем его уровню содержании доступными средствами»

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

В дошкольный период  происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. У ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества. Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Для воспитателя это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для позитивной социализации, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Это основа формирования будущего гражданина, и строится по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, запоминающейся и стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах и др..

Работа с детьми строится в соответствии с ФОП ДО. Вот основное содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма по ФОП, которое должно реализоваться из года в год системно.

В первой младшей группе отдельной области формирования основ гражданственности и патриотизма нет, основная работа направлена на адаптацию и социально-коммуникативное развитие. Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребенка о себе, своем имени; о близких людях. Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей. Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге. Педагог личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка при использовании «вежливых слов».

Во второй младшей группе педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях; знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

В средней группе педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Продолжает знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

 В старшей группе педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев

Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов,

социальные акции и пр.).

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия ‒ самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке).

Расширяет представления детей о государственных праздниках: День России,

День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, ‒ День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения. Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развивает интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Вышеперечисленное содержание образовательной деятельности в области социально-коммуникативного развития, именно в области формирования основ гражданственности и патриотизма реализуется педагогами в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей с использование различных форм, методов и приемов. В группах создаются мини-музеи русской народной игрушки, русской избы и др..

Традиционные общие дела ДОО, в которых принимает участие большая часть воспитанников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Общие дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в ДОО.  В образовательной организации используются следующие формы работы:

Работа с родителями.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

Работа с семьей должна осуществляться по следующим основным направлениям:

Групповые формы работы:

  • Родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей.
  • Семейный клуб, участвуя в которых родители могут получать рекомендации от профессиональных психологов, педагогов, ученых, общественных деятелей, социальных работников и обмениваться собственным опытом в пространстве воспитания детей дошкольного возраста.
  • Педагогические гостиные, посвященные вопросам воспитания мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов.
  • Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
  • Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте СП, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов.

Индивидуальные формы работы:

  • Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
  • Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
  • Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.

В работе с родителями по вопросам гражданско-патриотического воспитания используются формы работы:

– анкетирование, консультации, мастер-классы, педагогический тренинг, круглый стол, родительский клуб, родительская почта, праздники, фестивали, конкурсы, соревнования,  детско-родительская мастерская, родительские собрания, родительские конференции.

Работа с педагогами:

Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.

Инновационные: проектная деятельность, мастер-классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, работа по Формированию основ гражданственности и патриотизма не только важна (что следует из цели и задач ФОП), но и достаточно объемна и трудоемка. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

 

 


14 комментариев

  1. Патриотизм – это сложное, многогранное по своей сути чувство. Это -любовь к своей семье, своему дому, любовь к родному краю, к родной стране, любовь к природе, гордость за свой народ, его достижения и свершения, желание быть полезным свой стране, сохранять и приумножать её богатство и величие.

    Целью нашей работы в данном направлении является формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Спасибо за полезную информацию по данной теме.

  2. Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
    Большое внимание мы уделяем воспитанию любви к малой родине, своему городу, бережному отношению к ее богатствам, воспитанию уважения к людям труда. Знакомим детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

  3. Важная и необходимая тема воспитания подрастающего поколения. Мы в свою очередь используем литературу, музыку, изобразительное искусство, как мощные средства патриотического воспитания. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Чем мы можем гордиться так это своей историей. Очень хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

  4. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

  5. Маленький ребенок всегда отвечает доверием взрослому, ему свойственно подражательное поведение, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и постоянно растущий интерес. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

  6. Данная тема актуальна в наше время. В обществе происходит переоценнка ценностей. Государство большое внимание уделяет развитию патриотизма, семейных отношений. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

  7. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста.Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ ребенка,начинается процесс осознания себя в окружающем мире.От того насколько успешно осуществляется этот процесс,во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.В младшем дошкольном возрасте под руководством взрослого, ребенок приобретает первоначальный опыт поведения,отношение к близким,сверстникам,природе,усваивает моральные нормы общества.Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как доброжелательность,уважение к окружающим,любовь к семье,к своей Родине.

  8. Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.

  9. Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение – первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

  10. В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период.
    Одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение, является начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

  11. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

  12. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

  13. В статье педагоги представили полную систему работы по воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста, начав с законодательной базы, продолжив описанием работы с детьми, работы с родителями и педагогами. Только, работая по всем направлениям и в системе, можно достичь желаемого результата.

  14. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Поэтому, представленная система работы по воспитанию патриотизма у дошкольников актуальна как никогда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?