Советы инструктора по физическому воспитанию детей
Игры с мячом для родителей и детей
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими, легкими. Однако опросы родителей за последние годы показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. К сожалению, не у всех детей дома есть мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить им своих детей.
Игры с мячом имеют большое значение в развитии ребенка. Они развивают:
— общую мелкую моторику (комплексы «Разминка» и «Фокусник»);
— ориентировку в пространстве («Вправо, влево прокали, только мяч не урони», «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»);
— фонематическое восприятие, закрепляют правильное произношение, дифференциацию звуков («Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»);
— грамматический строй речи, обобщают и расширяют словарный запас («Маме мяч бросай и животных называй (четко фрукты называй, транспорт быстро называй) и т.д.).
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не урони»
Цели: закреплять ориентированность ребенка в правой и левой сторонах пространства, развивать моторику рук.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
* * *
Все садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного человека к другому по инструкции мамы: «Саша, кати мяч влево (к папе). Папа, кати мяч вправо (к Саше). Куда надо катить мяч, чтобы он попал ко мне?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: закреплять ориентированность ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади).
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
* * *
Ребенок выполняет задание по инструкции мамы.
Мама
В правую руку свой мячик возьми
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне.
Да на живот — не запутаться б мне.
Игра «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.
* * *
Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25—30 см).
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Игра «Звуковая цепочка»
Цели: развивать фонематические представления, быстроту реакции, активизировать словарь
Родитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от одного игрока к другому. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова…
Игра «Слог да слог — и будет слово,
мы в игру сыграем снова»
Цель: закреплять умение добавлять слог до слова.
Родитель говорит ребенку: «Я произнесу первую часть слова, а ты вторую, например: са-хар, са-ни».
Аналогично родитель бросает мяч ребенку и говорит первый слог, ребенок ловит и бросает обратно, называя целое слово.
Игра «Маме мяч бросай и животных называй
(четко фрукты называй, транспорт быстро называй и т.д.)»
Цели: расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и память, учить соотносить родовые и видовые понятия.
* * *
Родитель называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок,возвращая мяч родителю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Например:
— домашние животные: корова, лошадь, коза, кошка…
— транспорт: трамвай, автобус, поезд, самолет…
Игры «Я знаю три названия животных (цветов)» и
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цели: расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать быстроту реакции, ловкости.
* * *
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Ваня, Коля, Дима, Алеша».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой, левой рукой на месте.
Игра «Скажи ласково»
Цели: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать ловкость, быстроту реакции.
* * *
Мячик маленький поймай
И словечко приласкай.
Родитель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например «шар»), а дошкольник, возвращая мяч родителю, называет второе слово («шарик»).
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик…
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга – книжечка, ложка — ложечка.
Голова – головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свекла — свеколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
и другие.