Главная » Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.

Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования.

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». На современном этапе существования общества задача музыкального развития и образования подрастающего поколения приобретает все большую значимость. Переход к личностно-ориентированной модели образования предполагает качественное улучшение содержания музыкального обучения и воспитания, в связи с чем возникает необходимость по-новому рассмотреть проблему интереса к музыке. Интерес к познанию реального мира посредством музыкального искусства — один из наиболее фундаментальных и значимых вопросов в детском развитии. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Во многом этому способствуют правильно организованные занятия, на которых решаются главные задачи музыкального развития — пробуждать и развивать интерес у дошкольников к музыке, вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое, учить осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них, высказываться о музыке. Познавательный интерес старших дошкольников, определяя положительное отношение к музыкально-познавательной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования мотивации в осуществлении этой деятельности. Важным для характеристики феномена познавательного интереса является принадлежность его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека. Важное условие развития познавательного интереса требует от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности. Включение различных видов деятельности в занятие — эффективное средство, помогающее дошкольникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ребенка в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.
Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как личностное образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами. Дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы как ядерной структуры личности. В этом возрасте складывается первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Познавательная мотивация понимается как внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы и др.). Понятие «познавательная мотивация» тесно связано с такими смежными понятиями, как «познавательная потребность», «познавательная активность», «познавательный интерес», «познавательная деятельность». Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний. Для активизации познавательного интереса необходимо: укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативным оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими; развивать творческие силы детей, создавать для этого условия; использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства; эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов. Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его: думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают); удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне); внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю); фантазируют (предвосхищают, создают новые образы). Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды — неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития дошкольников. Интерес — обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Анализ практики показал, что праздники, занятия – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей занятия, досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Занятия, прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусств, что и требует ФГОС нового поколения, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке. Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую целостную форму в соответствии с содержанием того или иного вида досуга. Формы и виды досуга: • различные виды концертов – тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору. • игры-забавы, подвижные, музыкальные, сюжетно-музыкальные, музыкально-дидактические, игры-драматизации, игра «концерт», игра «музыкальный магазин», • новая игрушка, • спектакли кукол, • музыкально-литературные композиции, • инсценировки песен, • танцевальные и оперные миниатюры, • весёлые соревнования и викторины,
• вечера музыкальных загадок с использованием музыкально-дидактических игр, • интересные встречи, • театры – кукольный, настольный, теневой, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, театр картинок, В своей работе музыкальный руководитель может включить нетрадиционные виды занятий: • Зрелищные занятия, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми. • Занятия концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы. Таким образом, занятия и праздники в детском саду активизируют познавательный интерес у дошкольников, являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу и творческую выдумку.


14 комментариев

  1. В.А.Сухомлинский писал: «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребёнка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляя представления о предметах, явлениях…».
    Музыкальная деятельность основанная на знаниях, умениях , это уникальный продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе, в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии. В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи– монологическую и диалогическую.

  2. Очень интересная статья. Используя музыку в любой деятельности, дети лучше усваивают предложенный материал. С удовольствием выполняют задания.

  3. Да, развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности или изобразительном творчестве.

  4. « Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»
    Ветлугина.
    Формирование познавательной активности происходит и через музыкально — игровую деятельность – ребенок играет, поет и при этом получает новые знания, совершенствует имеющиеся навыки.

  5. «Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию». Н. С. Лейтес
    И, конечно же и в музыкальной деятельности дети познают много нового и интересного. Без музыки никуда: они поют, играют на инструментах, извлекают звуки из всего, что под рукой и это развивает их интерес и любознательность.

  6. Очень познавательная и интересная статья. В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.

  7. Очень интересная статья . Ведь музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка, активизации мыслительной деятельности , повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона , устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.

  8. Музыка и театр -тесно связаны между собой.ТЕАТР — одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, речи, познавательных интересов, нравственного и эстетического воспитания.

  9. Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах.

  10. Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию их познавательных способностей. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления об окружающем мире.
    Дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку.

  11. Да, действительно, музыкальное сопровождение занятия, игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

  12. Музыкально – дидактические игры является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции. Используя их, можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
    Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

  13. Повышая формирование познавательного интереса, дети приобретают в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

  14. В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?