Автоматизация звуков в речи

Игровые приемы автоматизации звуков в речи

Уважаемые  родители!

Сегодня мне хотелось бы   предложить для ознакомления  игры, которые  помогут Вашему  ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику,самоконтроль, разовьют фонематический слух,  научат  рассказывать, отыскивать интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!

Во  время  игры  со  словом  учитывайте  настроение  ребёнка, все  возможности и способности.

Играйте   с ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и маленьким  победам!

Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает , что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
 Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

 Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок — чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк — волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз — глазочек, глазик, глазок, глазной.
 Игра « Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать  предметы с определенным звуком.
Например: давай  мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра « Кто больше».
Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая , что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например-изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…[

Игра «Один — много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал — бокалы; пила — …; пенал — …; канал — …; плот — …; дятел — … и др.
 Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба — …, малыш — …, шалаш — …, желудь- …и др.

 Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком

[л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка — вилочка, палка-…, полка — …, галка — …, кулак -кулачок, каблук — …, балкон — …, вулкан — …, колпак — ….

 

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки ,но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.  Важно организовывать ситуации, близкие к условиям естественной коммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию.1


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?