Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная  гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционная гимнаситка для чего нужна?

— Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

— Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие артикуляционные позиции или упражнения, потом собираем из них чистый правильный звук ( звук Ш («чашечка», «вкусное варенье» и т.д.)

— Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения «Лопаточка»-«Иголочка»

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Интересно детям предложить сказку, которую можете придумать сами. Вместе с родителями сделать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Cказка о Веселом Язычке

Жил — был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язычок на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону. (Вот так!) «Пора пить чай» — подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка. (Вот такая!) Индюк выпил чай и весело заболботал. (Вот так!)

Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала ко-пытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый бара-бан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)

Устал Веселый Язычок, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления)

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?